В прошлом году я начала регулярно смотреть листалки на сайте Shashasha.com и таким образом знакомиться с японскими фотографами. В какой-то момент у меня появилась возможность заказать несколько книг из Японии, и я выбрала одну, которую знала по курсу «Фотография в зоне коды» (Akiko Kimura «i»), а вторую — наугад. Книга, выбранная наугад — «Kando» Харумичи Саито.
Kando поразила меня еще на стадии листалки невероятной красочностью, я бы сказала, живостью цвета, буквально выплескивающегося со страниц, и неуловимостью повествования: сложно было сходу понять, о чем работа, и описание на сайте не помогало приблизиться к ответу.
Вживую книга произвела еще более запутанное и сильное впечатление. О Харумичи Саито не так много информации, но кое-что я все-таки прочитала. Хотя до сих пор сомневаюсь, все ли верно я поняла при переводах с японского.
Харумичи учился в школе для глухих и начал делать свои первые фотографии в тот момент, когда стал учить язык жестов. Он очень интересно рассуждает о свойствах тишины, называя тишину источником всего того, что он хотел бы выразить. Возможно, я фантазирую, но тут я вижу пересечения рассуждений Саито с мыслями Роберта Адамса о богатстве и таинственности тишины окружающего нас мира.
Харумичи говорит, что хорошая фотография — это «потерянная фотография», сделанная в тот момент, когда мы принадлежим к другому времени. Я понимаю это как опыт трансцендентности, который так хочется зафиксировать и осмыслить. На мой взгляд, «Kando» наполнена именно такими «потерянными фотографиями», страница за страницей мы блуждаем в пространстве в котором нет ни времени, ни точных характеристик территории, наблюдая за повседневностью, увиденной как будто под увеличительным стеклом. Это потрясающий опыт, который меняет взгляд и трудно поддается описанию.
***
Мой рассказ уже слишком многословен, но я позволю себе перечислить ещё несколько долгожданных и любимых книг, которые приехали ко мне в этом году.
Paul Graham «Does Yellow Run Forever?»
Alessandra Sanguinetti «Some Say Ice»
Rinko Kawauchi «Utatane»
Jim Goldberg «Coming and Going»
Raymond Meeks «The Inhabitants»