31 декабря 2024 / Фотокниги

Фотокниги года / 2024:
Алексей Ерусланов

Фотограф и основатель книжного магазина «On the Shelf» Алексей Ерусланов рассказывает о своих главных книжных приобретениях 2024 года

Masafumi Sanai — Message

Heibonsha, 2001
С этой книгой я познакомился в библиотеке Medium, и она произвела на меня большое впечатление. Было ощущение, что это мои кадры. Мне всегда был близок подобный стиль съемки — запечатление моментов на ходу, выхватывание кадров из обыденной жизни. Однако всегда оставалось чувство, что эти кадры получаются слишком лёгко, без каких либо усилий, и ценность их терялась.

После просмотра «Message» я решил вернуться к своим фотографическим начинаниям и приобрел книгу, чтобы иметь под рукой визуальный референс в виде этой работы японского фотографа. Книга представляет собой кинематографический путевой очерк. Перелистывая страницы, создается ощущение, похожее на просмотр фильма.

Issei Suda — Fushikaden

Akio Nagasawa Publishing, 2024
Иссей Суда — один из моих любимых японских фотографов, работающий преимущественно в чёрно-белой палитре, и снимающий на камеру 6×6. В этом году в издательстве Akio Nagasawa Publishing было выпущено переиздание его культовой книги «Fushikaden». Во время поездки в Японию этой осенью мне удалось попасть на групповую выставку в галерее Akio Nagasawa, где были представлены его работы. Там я также приобрёл это переиздание «Fushikaden».

В работах Суды, как отмечают многие фотокритики, ощущается мистицизм. Даже в тенях его фотографий можно почувствовать некую неведомую жизнь. Снимая обычный городской ритм окраин, Суде удаётся придать своим снимкам театральность и мрачность. Думаю, что его опыт работы театральным фотографом в начале карьеры сыграл ключевую роль в формировании его уникального стиля.

John Divola — Dogs Chasing My Car in the Desert

Nazraeli, 2004
Листая эту книгу у меня складывается впечатление, что это некий поток, который волнами охватывает от страницы к странице. На первый взгляд, сюжет кажется простым, но каждый раз, перелистывая страницы, я внимательно рассматриваю их в поисках новых деталей. Как будто вот-вот из кустов выскочит ещё одна собака, которую я не заметил раньше.

Для меня Masafumi Sanai «Message» и John Divola «Dogs Chasing My Car in the Desert» схожи между собой. Обе фокусируются на природе и окружающей среде: у Санаи, и у Диволы природа и окружающая среда играют ключевую роль в создании настроения. У Санаи это может быть уличный ландшафт, пустое пространство или неясные контуры, у Диволы — пустыня, которая сама по себе становится символом пустоты и бесконечности.
Фотокниги года / 2024