Для следующего года загадываю желание побывать на выставке Хироко Комацу. А пока изучаю журнал «Medeia 2.0» с работами Хироко — первое ее издание в нашей библиотеке. В этом небольшом выпуске она размышляет о запустении, одной из ключевых для нее тем, а также пространстве между жизнью и смертью.
В большинстве случаев ее работы превращаются в масштабные инсталляции с изображениями промышленной и городской среды. Некоторые отпечатки приближаются к реальным размерам запечатленных предметов, фотографии покрывают стены и пол, наслаиваются, наплывают одна на другую, рулонами свешиваются с потолка. Их тотальная масса становится смыслообразующей, выводит на передний план структуры, определяющие повседневность, устройство городского ландшафта и проблематику постиндустриального общества. Зритель погружается в это иммерсивное пространство, пропитанное запахами краски и бумаги, обволакивающее и в прямом смысле тактильно ощутимое.
Книга же, напротив, представляет интимное пространство, где фотографии напечатаны в форме открыток, карточек, лаконичных памятных посланий, снабженных текстовым размышлением. Почти каждый кадр имеет обратную сторону. Как и в других работах Хироко Комацу, здесь уделено внимание материальности фотографии, качествам отпечатка как объекта физического мира. На снимках видны следы, заломленные уголки и потертости. Скорее всего, это следы подошв, оставшиеся после экспонирования этих отпечатков, которые затем были отсканированы и помещены в книгу.
На снимках утратившие предназначение предметы. Кажется, они уже отслужили свое и теперь расползаются, хаотично занимают свободные места, прорастают травой, смягчаются временем, теряют остроту, как камни, омытые морем. Все припыленное и шероховатое, заброшенное, но как-будто обретшее свободу.