17 апреля 2023 / материалы

Другая
«Дюссельдорфская школа»

Рассказываем о том, почему «Дюссельдорфская школа» фотографии — это не только Андреас Гурски и Томас Штрут

За двадцать лет преподавания в Дюссельдорфской академии искусств учениками Бернда и Хиллы Бехер стали 87 человек. Но когда говорят о «Дюссельдорфской школе», чаще всего называют имена наиболее известных студентов первого набора: Андреаса Гурски, Кандиды Хёфер, Томаса Штрута и других.

Однако в числе выпускников школы есть множество авторов, чье творчество не столь явно ассоциируется с этой традицией. В основном, это более молодое поколение фотографов, чей период обучения в Академии пришёлся на 80-е и 90-е годы. В последнее время их работы обретают всё большую популярность и именно о них мы решили рассказать.

Бернд и Хилла Бехер

Bernd Becher (1937–2007) & Hilla Becher (1934–2015)
Бернд Бехер и Хилла Бехер — фотографы и преподаватели фотографии, чей концептуальный подход изменил взгляд на фотографию и стал одним из самых значительных и влиятельных за всю историю медиума, оказав также влияние на искусство в целом.

Объектами их исследования были промышленные и городские объекты и их типология. Вдохновленные работами Августа Зандера и «Новой вещественностью», Бернд и Хилла Бехеры начали запечатлевать исчезающую немецкую промышленную архитектуру, продолжив в дальнейшем свои исследования и за пределами Германии.

Основной подход Бехеров — продолжительное и всестороннее исследование объектов одного типа. При этом каждый большеформатный черно-белый снимок подчинен строгой формальной стандартизации: чаще всего это фронтальные изображения с максимальной глубиной резкости и центральной перспективой, сделанные в пасмурную погоду, что позволяло избежать теней и показать объекты наиболее детально — так, чтобы по фотографиям можно было ясно понять их устройство. Бехеры стремились к нейтральности и документальности стиля, и избегали проявлений субъективности. Одновременно, они воспринимали свои фотографии как портреты и стремились найти для каждого строения ракурс, который наиболее точно передавал бы его характер.

Фотографии Бернда и Хиллы Бехер часто организованны в типологические группы из трех, шести, девяти и более, вплоть до тридцати, снимков, представленных и сопоставленных таким образом, чтобы выявить сходства и различия между объектами. Создание типологий было отдельным творческим процессом: Бехерам было важно найти фотографии, которые обладали бы одинаковой «параболой» зрительского интереса — все изображения в типологии должны были быть в равной степени интересны как при первом знакомстве, так и при более длительном и внимательном изучении. Для этого Бехеры выдерживали типологии на стене своей студии, наблюдая за собственным восприятием работ. Если одна фотография со временем начинала выбиваться, ее заменяли.

Далеко не все индустриальные сооружения автоматически попадали в поле внимания Бернда и Хиллы Бехер. Для этого они должны были быть или, по крайней мере, выглядеть функционирующими. Для Бехеров было важно избежать впечатления упадка и ностальгии. Кроме того, все объекты, которые были слишком высокими, широкими или по иным формальным признакам плохо размещались в кадре, также исключались. Бехеры активно пользовались кадрированием снимков, варьировали контраст и тональность отпечатков и другие формальные особенности изображений, чтобы визуально сблизить объекты между собой и сделать видимой их общность.

О своей работе Бехеры говорили, как о «создании семейств объектов», а первая книга их фотографий, вышедшая в 1969 году, называлась «Анонимные скульптуры». Примечательно также, что в 1990 году на Венецианской биеннале Бернд и Хилла Бехер получили Золотого Льва в номинации «Скульптура».

«Дюссельдорфская школа»

Бернд Бехер вёл класс фотографии в Дюссельдорфской академии искусств с 1976 по 1996 год и затем в течение еще двух лет продолжал преподавать на неполной ставке. Выпускники этого класса со временем образовали направление в фотографии, получившее название «Дюссельдорфской школы фотографии» или «школы Бехеров». Дом Бехеров также стал местом общения и взаимодействия со студентами. За годы преподавания выпускниками Бехеров стали 87 человек.

Когда говорят о выпускниках школы, зачастую называют имена нескольких наиболее известных фотографов, студентов первого набора: Андреаса Гурски, Кандиды Хёфер, Томаса Штрута, Томаса Руфа, Акселя Хютте.

Однако в числе выпускников Бернда и Хиллы Бехер есть множество других авторов, чьи работы отражают и развивают подход и основные принципы Дюссельдорфской школы. Наследуя им, все они, в то же время, открывают для себя новые темы, техники и творческие стратегии.

Симон Нивег

Simone Nieweg, р. 1962
Симон Нивег училась в Дюссельдорфской академии искусств в классе фотографии с 1984 по 1990 годы. Поле ее фотографического исследования — выразительный потенциал природных явлений, естественные и сельскохозяйственные ландшафты и их границы, использование природных земель на периферии городов.

В центре ее внимания леса, поля, луга переходящие в возделываемые земли, частные сады и огороды с их инструментами, нестандартными конструкциями из подручных материалов, урожаем и сменой сезонов. Нивег запечатлевает места, которые она находит во время длительных прогулок без заранее выбранной точки назначения.

Фотографии показывают особый интерес Нивег к самобытным формам и проявлениям взаимодействия человека и природы, их симбиозе. Природа несет на себе следы присутствия человека, но сохраняет свою индивидуальность и полноту.

Ключи к визуальному языку Симон Нивег стоит искать в традиции пейзажной живописи, золотом веке голландского пейзажа и французском импрессионизме.

Лоренц Бергес

Laurenz Berges, р. 1966
Лоренц Бергес окончил Дюссельдорфскую академию искусств в 1996 году. В своих работах он исследует детали заброшенных пространств, опустевших домов и заросших садов, размышляет о значении таких мест для нашей идентичности. Это созерцательные изображения, приглашающие к неторопливому вдумчивому рассматриванию, балансирующие на грани содержательности и поэтического молчания, требующие концентрации на изобразительном языке.

На фотографиях Бергеса чаще всего можно заметить следы некогда присутствовавших людей, а невзрачные вещи обнаруживают свою собственную выразительность.

Образы пустоты, наполненные фундаментальной тишиной, говорят о быстротечности времени и его воздействии, о постоянном процессе трансформации, сопровождающем жизнь.

Бергеса интересуют изображения, в которых количество смысловых элементов стремится к минимуму. Они граничат с абстракцией, но сохраняют повествовательный потенциал.

Бернхард Фукс

Bernhard Fuchs, р. 1971
Бернхард Фукс учился в классе фотографии Бернда Бехера с 1994 года. Темой для его работ чаще всего становятся его родные места и связь с ними, их близость и изведанность. Он запечатлевает природные ландшафты и фермы, создает портреты местных жителей. Фукс умеет сделать видимым особое отношение между собой и своим объектом, передать безмолвный доверительный диалог.

Фукс создает выразительные неспешные изображения с характерным сдержанным освещением, особой неподвижностью, художественной плотностью и целостностью. Его пейзажи и портреты естественны и торжественны, спокойны и прозрачны.

«Фотография больше всего интересует меня потому, что это безмолвная среда, — говорит он. — Этого я хочу и от своих изображений — чтобы они обостряли безмолвное внимание, чтобы они фокусировались на знакомых или обыденных вещах».

Йорг Зассе

Jörg Sasse, р. 1962
Йорг Зассе был студентом Дюссельдорфской академии искусств с 1982 по 1988 год. Его основной метод — работа с найденными изображениями и их цифровое преобразование: сканирование, кадрирование, пикселизация, размытие, создание посредством преобразований нового, независимого изображения. Названия работ в виде четырехзначных чисел подчеркивают их цифровую природу.

В своих работах Зассе исследует взаимоотношения фотографии и реальности, особенности визуального восприятия. Работая с повседневными, бытовыми предметами и паттернами, Зассе создает пустынные, остранённые, детализированные изображения. Они превращают обыденное в незнакомое, приглашают к подробному изучению, преодолевая поверхностное восприятия.

Элгар Эссер

Elger Esser, р. 1967
Элгар Эссер был студентом класса Бернда Бехера в Дюссельдорфской академии искусств с 1991 по 1997 год. Эссер известен своими лирическими, безмолвными пейзажами, залитыми рассеянным светом. Преодолевая конкретные географические и временные координаты, они создают цельные самодостаточные миры.

Его работы посвящены исследованию отношений между живописью и фотографией, ремесленным мастерством и технологическими процессами ранней истории фотографии, такими как гелиогравюра и серебряно-желатиновая печать.

В своих работах Эссер исследует живопись старых мастеров и художников эпохи романтизма, открытия и практики мастеров фотографии 19 века. Его подход также вдохновлен литературными произведениями Гюстава Флобера, Марселя Пруста и Ги де Мопассана.

Элгер Эссер видит себя в первую очередь не художником-фотографом, а живописцем и пейзажистом, реализующим свои работы с помощью фотографических средств.

Петра Вундерлих

Petra Wunderlich, р. 1954
Изначально изучая живопись в Париже, Петра Вундерлих была вдохновлена работами Эжена Атже, что побудило ее продолжить изучение фотографии в Дюссельдорфской академии искусств с 1985 по 1988 годы.

Работы Вундерлих выполненены в черно-белом формате и лишены повествовательных деталей. Чаще всего это городская застройка и архитектура, формирующая ландшафт.

Центральные темы ее работ — сакральная архитектура различных конфессий, городские ландшафты, а также каменоломни, как источник добычи материала для архитектуры и искусства, и сформировавшиеся в течение столетий особые скульптурные формы ландшафта.

Борис Бекер

Boris Becker, р. 1961
Борис Бекер был студентом Берндта Бехера в Дюссельдорфской академии искусств с 1984 по 1990 год. Самая многочисленная серия Бекера включает сотни фотографий надземных бункеров времен Второй мировой войны в Германии. Он автор многих типологий урбанистического и природного ландшафтов, коммерческих и общественные пространств, а также серий фотографий временных конструкций и структур, бытовых объектов и конфискованных предметов.

Снимки Бекера пустынны, изолированны от окружающего пейзажа и пространства и, таким образом, позволяют полностью сконцентрироваться на сфотографированном объекте. Они позволяют воспринять технологические формы как эстетические скульптурные произведения.

Бекер исследует, как фотография постоянно балансирует на грани между точным представлением реальности и автономной визуальной практикой, которая не воспроизводит реальность, а, скорее, превосходит ее.

Клаус Гёдике

Claus Goedicke, р. 1966
Клаус Гёдике учился в Дюссельдорфской академии искусств с 1989 по 1996 год. Гёдике известен своими фотографическими натюрмортами, к которым он применяет типологический метод работы класса Бехеров.

Объектами исследования Гёдике становятся обыденные предметы, ускользающие от нашего осознанного внимания, и их художественный потенциал. Изъятые из контекста и помещенные на нейтральный фон, они превращаются в индивидуальные портреты.

Используя крупный план, тщательные цветовые сопоставления, студийное освещение, он представляет каждый предмет как артефакт — свидетельство человеческой жизни, в котором есть потенциал для повествования.

Фотографии свидетельствуют об интенсивном исследовании поверхности, цвета, света и пространства и отражают творческие средства и возможности фотографии.
Источники
  1. Liesbrock, Heinz. Bernd and Hilla Becher: Coal Mines and Steel Mills. Опубликовано в книге Bernd & Hilla Becher "Coal Mines and Steel Mills" (Schirmer/Mosel, 2010)
  2. Liesbrock, Heinz. Lyric Documentary. Simone Nieweg’s Gardens and Landscapes. Опубликовано в книге Simone Nieweg "Natur der Menschen. Nature, man-made" (Schirmer/ Mosel, 2012)
  3. Liesbrock, Heinz. Path Without End. Опубликовано в книге Bernhard Fuchs "Roads and Paths" (Koenig Books, London, 2009)
  4. Rosenheim, Jeff L. A Conversation with Max Becher. Опубликовано в книге "Bernd & Hilla Becher" (The Metropolitan Museum of Art, New York, 2022)
  5. Weski, Thomas. Indirect Narrative. Опубликовано в книге Laurenz Berges "Frühauf Danach" (Schirmer/Mosel, 2011)
Читайте также