Господин Бергес, не могли бы Вы описать этапы Вашего творческого процесса и сколько времени обычно занимает каждый из них?
Обычно я работаю над своими проектами в течение длительного времени — пару лет, пока не сочту работу законченной. Я посещаю выбранные места снова и снова, с удовольствием возвращаюсь в разное время года, при разной погоде и обстоятельствах.
Иногда я посещаю множество различных мест (например, заброшенные русские военные базы в Восточной Германии) или, как в последнем проекте о доме Бехеров в Мудерсбахе, я регулярно посещаю один и тот же дом и деревню в течение определенного периода времени. Просто, чтобы посмотреть, как это место выглядит зимой, весной, летом и осенью. Свет часто меняется, и я всегда нахожу что-то новое и интересное, а некоторые снимки просто приходится повторять. Работа с большим форматом и громоздким штативом требует времени…
Когда я получаю готовые негативы, я делаю контактные листы и небольшие отпечатки в своей собственной цветной лаборатории. Ближе к выставке я начинаю делать пробные отпечатки большего размера и решаю вопросы презентации, оформления и т. д. Непосредственно перед выставкой я начинаю печатать «оригиналы» или обращаюсь в цветную лабораторию, чтобы сделать большие отпечатки и т. д.
Тем временем я также стараюсь подготовить публикацию, рассказываю кураторам, своему издателю и галереям о недавнем проекте.
Я не могу точно сказать, сколько времени занимает один проект — скажем, пару лет…
Ваши фотографии и серии, как правило, многослойны. Они рассказывают о культурной и политической истории, прошедших жизнях, визуальной красоте и личных связях людей с местами и предметами. Что заставляет Вас выбрать определенное место для съемки или в каком-то конкретном случае одну пустую комнату, а не другую?
Я начинаю проект, не зная, чем он закончится и как будет выглядеть, но через некоторое время мне становится понятно, зачем я трачу на него свое время. Во время съемки я не так уж много думаю, я работаю, руководствуясь своей интуицией и любовью к визуальному впечатлению от сюжета.
Вы тщательно работаете над выставочными отпечатками, но есть ли для Вас что-то особенное в фотокниге?
Фотокниги всегда являются очень важной частью каждого проекта, это завершение конкретной работы, и у них есть шанс сохраниться в отличие от временных выставок.
Мое первое знакомство с фотографией произошло благодаря книгам и журналам, а не выставкам.
В 1980-е и 1990-е годы Вы учились в различных учебных заведениях и у самых выдающихся деятелей фотографии. Вы также были знакомы, работали и дружили со многими великими фотографами, которые сами были учителями, включая Эвелин Хофер, Бернда Бехера и Михаэля Шмидта. Был ли какой-то принцип, идея или совет, который они когда-либо дали Вам или Вашим одногруппникам, который действительно повлиял?
У всех троих были разные характеры, у каждого из них была очень разная биография и детство. Все они в детстве пострадали от Второй мировой войны, и у меня сложилось устойчивое мнение, что этот опыт во многом сформировал их характеры. Когда я разговаривал с ними и проводил с ними время, в них не было места бесчеловечности. Это были люди с сильными взглядами не только в области фотографии и искусства, у них был широкий круг интересов: политика, история, музыка и т. д. И в искусстве их интересовала не только фотография! Эвелин Хофер и Михаэль Шмидт всегда были довольно резкими в своих высказываниях, Бернд Бехер — сдержанным и бережным, он часто беседовал со своими студентами об их работах лично, а не перед классом.
Работы каких фотографов Вам сейчас нравится смотреть?
Прямо сейчас я с удовольствием изучаю книгу Луиджи Гирри, которую мне подарил мой друг и коллега Бернхард Фукс, но до этого я много времени посвятил Люсьену Фрейду, великому английскому художнику — во многих его работах аналитический фотографический взгляд.
Благодарим господина Бергеса за уделенное нам время, а также благодарим Елизавету Веприцкую за помощь в организации интервью!