Фотография и сомнение
Я никогда не разделял идею Анри-Картье-Брессона о «решающем моменте». Для меня каждый момент решающий; он отличается от предыдущего момента. Благодаря этой трансформации вещей, зафиксированной камерой, у нас появляется менее однозначное знание о мире, мы больше сомневаемся. Как сказал мой друг Паоло Константини, важно, чтобы у нас не было предвзятых представлений о вещах, поскольку единственное, что от нас требуется, так сказать, это фотографировать, чтобы понять. Вот и все! Ничего другого от нас не требуется. Нет взглядов на мир, есть только потенциальные возможности: возможность первая, возможность вторая, третья и т. д. Это своего рода повторяющееся сомнение, поскольку каждая фотография и есть некое сомнение, как сказал Мерло-Понти о рисунках Сезанна — на них изображено его сомнение по поводу предметов.
Сколько времени вам нужно, чтобы сделать фотографию?
Несколько секунд! (Смеется). Я не хочу, чтобы мое сознание слишком сильно вмешивалось в процесс. Поэтому я делаю снимок, а затем отвожу взгляд в сторону. Правда, подготовка занимает у меня много времени, как и редактирование, но сама фотография не требует много времени. Иначе я стал бы художником! Рисунок требует больше времени — период «вынашивания» такой же, но времени на исполнение нужно больше. Фотография создается мгновенно!
Архитектура и фотография
Как сказал Хоппер, я считаю, что все величайшие художники, от Джотто до Пьеро делла Франческа, включая северных художников, писали архитектуру. Для меня фотография немного похожа на живописание архитектуры.
Измерение мира
На мой взгляд, фотография — это повторное открытие того, чем была перспектива в начале эпохи Возрождения. Для меня все остается так, как и было. Перспектива была средством измерения мира. Альберти говорил о commensuratio («пропорциональности») точек схода, которые служили точками измерения. Таким образом, они не были синонимом бесконечности, то есть символическим элементом, а были просто точками измерения. Впоследствии перспектива стала, как писал Панофски, символической формой, как и бесконечность (философское сомнение и т. д.). Вначале перспектива была чем-то другим; она была инструментом для измерения вещей. Это была «картография», которая описывала, как вещи выглядят — не то, как они сделаны, а какими они попадают в наше поле зрения. И это весьма удивительно!