А.Ш.: Этот проект часто интерпретируют в «модернистском» или очень формальном, графическом смысле — очевидно, это очень важные свойства этих фотографий. Но часто люди предполагают, что сам предмет вас не так уж интересовал. Мне всегда было интересно, так ли это, потому что мне кажется, что предмет здесь очень важен.
С.Ш.: О да! Просто можно уделять внимание и тому, и другому одновременно.
А.Ш.: Просто, судя по всему, вы любите шутить на тему изображаемых предметов, на тему американской культуры — вывески вроде «Stanley Lust Drive-In», рекламный щит с изображением заснеженной горы у дороги в пустом поле. Там много тонких шуток.
С.Ш.: Да, но все это было попыткой взглянуть на культуру, на искусственную среду. Что-то из этого — останки чего-то более древнего, со своим характером, а что-то — современная американская культура, которая пробивает себе путь. Это то, что меня интересует. Но я могу документировать культуру и одновременно исследовать формальные вопросы. Когда в Музее современного искусства в Нью-Йорке (МоМА) проходила серия выставок, приуроченных к концу тысячелетия, они организовали потрясающую экспозицию, где была представлена история живописи двадцатого века, но только это была выставка, полностью противоречившая той истории живописи XX века, которую представляет МоМА. Она была направлена против стандартной линии Клемента Гринберга. Это было почти смешно и самореферентно — это была выставка, которую они, как великий институт современного искусства, никогда бы не устроили. Знаете, есть художники, про которых думают: «Вот просто великий художник». Кто-нибудь вроде Филипа Пёрлстайна. А в эпоху «измов» видишь работу Филипа Пёрлстайна и думаешь: «Почему мне вообще это нравится? Ведь очевидно, что он не думает о людях. Это просто формализм. Поэтому я облеку это в термины, которые считаю приемлемыми, ведь по какой-то неизвестной причине, которая, возможно, не вписывается в мою эстетическую идеологию, мне нравится эта картина. Поэтому я сделаю так, чтобы эта картина вписывалась в мою эстетическую идеологию». Поэтому я говорю: «А, ну это просто формализм, мы ведь живем в мире Фрэнка Стеллы или кого-то еще, поэтому я так интерпретирую Перлстайна». Поэтому, если кто-то говорит, что это просто формализм, возможно, им легче принять это как простой формализм. Я не вижу проблемы в том, чтобы мои фотографии были и тем, и другим.
А.Ш.: На вашей недавней выставке в 303 Gallery в Нью-Йорке я заметил, что некоторые из ваших новых работ не похожи на те, благодаря которым вы широко известны. Они не похожи на «Uncommon Places». Некоторые из них сняты на 35 мм, некоторые черно-белые. Кажется, что вы экспериментируете сразу с большим спектром фотографических возможностей. Вы намеренно пытаетесь вырваться из «измов» или эстетических категорий, которые накладываются на искусство и фотографию, или просто делаете то, что кажется естественным?
С.Ш.: Я делаю то, что кажется мне естественным, но нельзя сказать, что я об этом не думал. Я помню, как читал обновленное издание «Истории фотографии» Бомонта Ньюхолла, когда оно вышло — тогда «Uncommon Places» еще снимались — и там была глава под названием «Последние тенденции». В ней должны были быть представлены тенденции ХХ века. Таких последних тенденций у него было четыре, и, насколько я помню, это были: прямая фотография, документ, формалистская фотография и эквивалент. Получалось, что Пол Стрэнд — это прямая фотография, Картье-Брессон, кажется, документ, или, может быть Уокер Эванс — это документ, а Стиглиц — эквивалент, а формалист — Уокер Эванс. Что-то в этом роде. Не в этом суть. Дело в том, что для меня кто-нибудь вроде Уокера Эванса — это всё сразу. Мы можем рассматривать Уокера Эванса даже как создателя «эквивалентов», в том смысле, в котором Стиглиц и Майнор Уайт снимали «эквиваленты». Разница только в том, что Эванс находит метафоры не в природе, а в сложности искусственной среды, которая может служить другим видом эквивалента. Поэтому я подумал: «Почему фотография не может быть одновременно всеми этими четырьмя вещами?» — художественным объектом; документом, что бы это ни значило, но, так или иначе, иметь дело с содержанием; формальным исследованием; и функционировать на каком-то, — метафора не то слово, — на каком-то резонансном уровне.