1 июня 2023 / материалы

Роберт Адамс
Красота в фотографии

Классическое эссе о фотографии впервые публикуется на русском языке
Предисловие и перевод Дмитрий Иванов

Когда в 1981 году издательство Aperture выпустило сборник эссе Роберта Адамса «Красота в фотографии», за его плечами были сорок четыре года жизни, несколько значительных публикаций, в том числе книга «The New West» (1973), и участие в легендарной выставке «Новая топография». Он был признанным, зрелым и практикующим фотографом, но, кроме этого, у него было литературное чутье и багаж знаний о мировой культуре, достаточный, чтобы осмыслить свое призвание и сформулировать кредо, а затем в изящной форме изложить его на бумаге.

Важную роль в этом сыграло то, что в течение восьми лет, с 1962 по 1970 год, Адамс работал профессором английского языка и литературы в колледже в Колорадо. Его литературными кумирами были Джеймс Джойс и Вирджиния Вулф, поэтому, возможно, не столь удивительно, что помимо эрудиции и стиля в этом эссе ощущается почти религиозная вера в искусство, которая превращает размышление о красоте в творческий манифест. Достаточно сказать, что в этом тексте Адамс то и дело возвращается к еретической с точки зрения протестантской методистской церкви, в традиции которой он был воспитан, идее о возможности познания Истины через искусство.

Страстный идеализм этой мысли и сегодня может вызывать неприятие, как и иерархический взгляд Адамса на задачи искусства, основанный на долженствовании, в том числе, моральном. Но Адамс не из тех, кого привлекает та или иная актуальность или новизна — для него искусство, в своих лучших образцах, едино, от Шекспира до Ясудзиро Одзу. В этом отношении его голос всегда призывает к чему-то большему и этим все сильнее выделяется на фоне современного художественного мелколесья.

За прошедшие десятилетия Роберт Адамс выпустил более пятидесяти фотокниг, стремясь воплотить свои убеждения в предметной форме, а его сборник эссе «Красота в фотографии» вошел в обязательную программу для изучающих фотографию в университетах и колледжах. В 2019 году мы впервые перевели заглавное эссе из этого сборника на русский язык, чтобы знакомить с ним наших студентов, и теперь наконец публикуем его полный текст на сайте Medium.

Большинство поэтов согласилось бы с мыслью, которую кратко выразил Уильям Бронк: «Все идеи ошибочны». Это убеждение помогает понять причину непростых взаимоотношений художников с такими обителями идей, как университеты. Уильям Карлос Уильямс сформулировал единственное полностью приемлемое с точки зрения художника решение этой проблемы: «Никаких идей, кроме воплощённых в предметах». Обобщения допустимы, только если они возникают перед нашими глазами из конкретных деталей, из частных свидетельств, из вещей.

Философия часто нарушает это правило, становясь для художника врагом; она слишком легко пренебрегает конкретными деталями. В мастерской художника такая дисциплина как эстетика не вызывает доверия, поскольку неизбежно уводит зрителя в сторону от произведений, которые здесь создаются. Эстетика кажется художникам помехой для творчества; многие писатели и художники на своём примере показали, как долгие размышления о том, что такое искусство и чем оно должно быть, лишают способности писать или рисовать. Взять хотя бы печально известный случай Толстого, который, руководствуясь высокими принципами, поносил не только собственные романы, но и пьесы Шекспира; или Кольриджа, который так увлёкся абстракциями, что писать стихи ему становилось всё труднее.

И всё же, если мы хотим, чтобы наши усилия обрели хоть какую-то форму, нам приходится идти на риск и продолжать мыслить, поэтому как и все, кто связан с искусством, я неизбежно прихожу к рассуждениям о Красоте. В дальнейшем я попытаюсь определить её с точки зрения фотографии.

Но я с самого начала должен вас предупредить: мое мнение основано на убеждениях, о которых я бы ни за что не стал спорить, и не потому, что они иррациональны, а потому что их нельзя доказать. На мой взгляд работа фотографа состоит не в составлении перечня неоспоримых фактов, а в стремлении к согласию с собственной интуицией и верой. Но это отнюдь не значит, что фотографу нет дела до истины.

***


Эстетику обычно определяют как «раздел философии, который занимается изучением природы красивого и суждениями о красоте». Я помню, сколько терпения мне понадобилось, когда я был студентом, чтобы закончить курс эстетики, основанный на этом определении. Тогда слово Красота казалась мне устаревшим, уместным разве что в разговоре о погребальных урнах и прахе, который хранится внутри них; какое отношение это понятие имело к реалиям века?

Правда, с тех пор я понял, что на практике избежать этого слова нельзя. Именно его ключевое значение повлияло на мое решением начать фотографировать. В некоторых фотографиях и картинах я увидел что-то — Красота казалась единственным подходящим для этого определением — что открыло мне глаза; я стал учиться жить с языком, который соответствовал этому новому взгляду, но долгие годы мне по-прежнему было неловко использовать это слово, даже несмотря на то, что я в него верил.

Если подлинная цель искусства, в чём я теперь не сомневаюсь, — Красота, то меня интересует не что иное, как Красота Формы. На мой взгляд Красота — синоним согласованности и структурной организованности, лежащих в основе жизни (недаром Аристотель ставит на первое место фабулу, когда перечисляет компоненты трагедии, ведь трагедия — это жанр, который, в своей классической форме, утверждает порядок в жизни). Красота — важнейшее проявление той закономерности, которую мы видим в пьесах Софокла и Шекспира, романах Джойса, фильмах Одзу, картинах Сезанна, Матисса и Хоппера, а также фотографиях Тимоти О’Салливана, Альфреда Стиглица, Эдварда Уэстона и Доротеи Лэнг.

Почему Форма красива? Я думаю потому, что она помогает нам встретиться с самым большим нашим страхом — подозрением, что жизнь может оказаться хаосом и тогда наши страдания не имеют смысла. Джеймс Дикки был прав, когда задал риторический вопрос «В конце концов, что такое Рай, как не возможность жить среди предметов и действий, наделенных смыслом?» Человек сам по себе не может создать «предмет, наделённый смыслом», как не могут совершаться в пустоте «наделённые смыслом действия»; они возможны только в рамках превосходящей нас структуры, во всеобъемлющей целостности, неуязвимой для наших худших поступков и самых разрушительных страхов.

Красота искусства, разумеется, не сводит всё к жёсткой доктрине. Она не утверждает чёткую завершенность Формы, по крайней мере нам эта Форма такой не кажется. Она не ведёт напрямую к теологии или какой-либо этической системе (хотя и заставляет меня вспомнить о мудрости, заключённой в смирении и щедрости). Уильям Карлос Уильямс говорил, что поэты пишут по одной единственной причине — чтобы засвидетельствовать сияние (слово, которое в своём определении красоты использует также Фома Аквинский). Для фотографов оно особенно значимо, ведь под сиянием подразумевается свет — свет ошеломляющей силы. Искусство указывает нам на Форму, великолепие которой неоспоримо, но в то же время слишком сильно ослепляет, чтобы мы могли исследовать её напрямую. Нам приходится искать понимания Формы в её фрагментарных отражениях, в повседневных вещах, которые нас окружают; искусство никогда не сможет до конца ответить на вопрос, что такое свет.

Каким именно образом искусство раскрывает Красоту, то есть Форму? Как и философия, оно рассматривает вопросы отвлеченно. Искусство упрощает. Оно никогда не бывает полностью равнозначно жизни. В визуальных искусствах такой тщательный отбор предметов для создания порядка называется композицией и большинство художников знают, что она имеет первостепенное значение. Ассистент Ясудзиро Одзу вспоминает, как во время съёмок фильма «Поздняя осень»: «в кадре стоял стол с бутылками пива, какими-то тарелками и пепельницей, мы уже сняли эту сцену с одного ракурса и собирались снимать с другого, когда подошёл Одзу и начал всё переставлять. Я так растерялся, что не подумав сказал ему, что он нарушает целостность, получится плохой переход между кадрами, и все заметят, что бутылки стояли не справа, а слева, а пепельница наоборот справа. Он остановился, посмотрел на меня и сказал: „Нарушаю целостность? А, ты об этом. Ничего подобного. Зрители никогда не замечают таких вещей, а вот композиция станет от этого гораздо лучше“. Разумеется, он оказался прав. Люди не замечают таких вещей. Когда я посмотрел предварительный монтаж, я не увидел в этих сценах никаких ошибок». Получается, что искусство требует от нас вольного обращения с материалом, если мы хотим придать ему форму.

Между тем, как уже говорилось ранее, абстракции, которыми оперирует искусство, отличаются от философских понятий тем, что они состоят из частностей, из реальных примеров, которые выглядят правдоподобно в качестве отдельно взятых фактов, или по крайней мере сильно пытаются таковыми казаться. (Аристотель говорил, что сила частностей заключается в возможности проверить их на собственном опыте и убедиться в их достоверности). Фотография сильнее, чем любое другое искусство, привязана к реальности. Человек с фотоаппаратом должен любить частности. Фотограф сможет описать иной мир, только если научится видеть мир у себя перед глазами. В фотографии настолько трудно изобрести что-то новое, что в большинстве случаев все попытки заканчиваются извращением. Эдвард Уэстон писал в дневнике, что начал фотографировать от «изумления перед сущностью вещей»; я сомневаюсь, что найдётся хотя бы один великий фотограф, который начал фотографировать, потому что его привёл в изумление фотоаппарат или определенный фотографический процесс. Он должен любить составные части профессии, но основополагающая одержимость художника своим делом начинается не с этого. Название группы, к который недолгое время принадлежал Уэстон, «f64», хорошо отражает первичность этой преданности вещам (f64 — наименьшее значение диафрагмы у популярных объективов; оно позволяет максимально увеличить глубину резкости, чтобы добиться наиболее точной фиксации деталей).

***


Если искусство стремится к Красоте и мы допускаем, что иногда оно достигает своей цели, пусть даже ему никогда не удается осуществить это в полной мере, тогда как мы должны его оценивать? Думаю, что в первую очередь важно, раскрывает ли произведение какое-то значимое проявление Формы, с которым мы уже сталкивались раньше, но не уделили ему достаточного внимания. Удачное произведение искусства заново открывает для нас Красоту.

В таком случае, чтобы оценить произведение искусства, мы должны ответить на вопрос, насколько свежее впечатление от соприкосновения с Формой оно нам даёт. Фотография не обязательно должна шокировать, чтобы называться красивой, но что-то существенное в ней должно отличаться от всего, что ей предшествовало (вот почему для художника недопустимо невежество в его профессиональной сфере). Если в романтизме тупиковый путь развития кончается бессвязностью, то для классицизма, который я защищаю, фатальная ошибка заключается в использовании штампов — в стотысячном любительском подражании пейзажам Энсела Адамса.

Оценить красоту произведения искусства можно также по его широте. Великая красота стремится к всеохватности; самые важные произведения зачастую оказываются самыми многообразными по своей сути. Поэт Арчи Рэндольф Аммонс хорошо выразил это в стихотворении «Сфера», где он пишет, что «формы почти бесформенные внушают благоговейный трепет, наводят на мысль о боге». Я думаю, что это действительно так, ведь жизнь почти всегда кажется нам бесформенной, и поэтому искусство, которое согласуется с этим сильным впечатлением, выглядит наиболее убедительным в столкновении с суровой действительностью. Так, например, хотя фотография вагона с рудой, которую Чарльз Шилер сделал на заводе Форд Ривер Руж, несомненно красива, её красота более мелкого свойства, чем красота некоторых фотографий Картье-Брессона — формально более грубых, но раскрывающих противоречивость человеческой природы.

Конечно, есть прекрасные исключения из этого правила, но, возможно, и они только видимость исключений, а не реальные примеры. Художественный потенциал болгарского перца кажется ничуть не шире, чем у любого другого предмета съемки, но насколько же он в действительности безграничен, когда фотографирует Эдвард Уэстон.
Наконец, я думаю, что успех произведения измеряется не только его новизной и разнообразием согласованных в нём элементов, но и тем, насколько простым выглядит его исполнения. Искусство не должно казаться результатом тяжелой работы. Я делаю ударение на слове «казаться», поскольку, разумеется, нет ни одного произведение, которое не требовало бы от художника усилий; знаменитые «Шесть плодов хурмы» Му Ци (Илл. II) могли быть нарисованы за несколько секунд, но каждый, кто пытался сделать нечто подобное, знает, какая подготовительная работа и владение кистью скрываются за этой свободой; сотни, может быть тысячи неудачных попыток предшествовали появлению этих шести безупречных плодов.

В какой-то мере рисунок Му Ци незабываем именно потому, что он выглядит так, словно для его выполнения не потребовалось никаких усилий. Это же касается и фотографий; они словно подтверждают скромное замечание военного фотографа Кёити Савады: «Чтобы получились хорошие снимки, достаточно просто приехать на место действия». Мы убеждаемся в этом, глядя на его фотографии; окажись мы во Вьетнаме, мы тоже могли бы сделать те самые кадры, которые принесли ему Пулитцеровскую премию. Другими словами, в создании хороших фотографий большую роль играет удача, и не только на войне. Если бы в нужный вечер мы оказались возле старой церкви в Эрнандесе и увидели восход Луны, мы бы непременно сделали фотографию, которая была бы как минимум похожа на ту, которую сделал Энсел Адамс. По крайней мере эта фотография, как и другие хорошие снимки, заставляет нас в это поверить.

Чтобы вспомнить о важности изящества в фотографии — то есть о значимости кажущейся простоты исполнения — достаточно изучить любой популярный иллюстрированный журнал. Большинство фотографий свидетельствует о вызывающей недоумение напряженности: странные ракурсы, самые невероятные объективы и вычурная техника печати свидетельствуют о мучительном стремлении подменить видение эпатажем и техническими изысками. В конце концов, кто из значимых фотографов полагался на телеобъективы? Наоборот, их работам чаще всего свойственна экономия средств, видимость повседневности их отношений с предметом съемки.

Почему большинство великих фотографий выглядит не наигранно? Зачем фотографам эта иллюзия, тем более что зачастую на её создание уходит больше всего сил? Ответ, как мне кажется, состоит в том, что без этой иллюзии нельзя достичь цели, стоящей перед искусством: только фотографии, которые выглядят так, словно они были сделаны без особых усилий, убедительно говорят нам, что Красота повсеместна.

***


Прежде чем продолжить это исследование о Красоте в фотографии, я бы хотел ненадолго прерваться — поскольку ожидаю возражений — и поговорить о том, не исключает ли такое определение Красоты большую часть созданных в двадцатом веке картин и скульптур. Если это действительно так, то неужели у нас, фотографов, настолько узкие взгляды?

Очевидно, что в этом веке Форма, которую я приравнял к Красоте — то есть порядок в произведении, который отражает порядок Мироздания — не была постоянным предметом искусства, в отличие, скажем, от Средних веков. Кое-что из того, что мы сейчас называем искусством, на самом деле, я уверен, заботится единственно и только о чувственной форме, то есть о форме полностью свободной от любого идейного содержания, состоящей из одних лишь упорядоченных ощущений; удовольствия, которые у нас с ней ассоциируется, связаны исключительно с цветом, очертаниями и текстурой. Если не брать в расчёт намерений авторов, можно сказать, что в числе очевидных примеров работы Джозефа Альберса, Джексона Поллока и Фрэнка Стэллы. С тех пор как искусство пошло по этому пути, оно предлагает нам реальное, но лишь второстепенное удовольствие, наслаждение декором. Декоративное искусство ценилось во все века — это не только наша мания — и при соблюдении меры оно не свидетельствует об упадке. Но, судя по всему, умеренность нам не свойственна.
Тем не менее, нужно быть осторожным с тем, что мы включаем в категорию чисто декоративного искусства. При первом знакомстве некоторые произведения, созданные в двадцатом веке, радуют лишь наше чувственное восприятие, но позднее в них открывается глубокая неоднозначность. Так скульптуры Дэвида Смита из серий «Куби» и «Зиг» (Илл. III), каким-то непонятным для меня образом заключают в себе то сияние, о котором говорил Уильям Карлос Уильямс; эти великие произведения абстракционизма не просто дарят наслаждение, они глубже, чем занимательные узоры, рождённые случаем или игрой.

Если говорить кратко, то раскрытие Красоты/Формы так же возможно в скульптуре и живописи, как и в фотографии. Ведь успешное изображение Формы не обязательно исключает стремлении живописи и скульптуры к большей абстракции. Крайний буквализм здесь ни к чему; по моему опыту реализм Эндрю Уайета часто уводит в никуда, в то время как абстрактные пейзажи Артура Доува говорят о многом. Судя по всему, наиболее успешные художники держались золотой середины, хотя их примеры могут варьироваться от фигуративной живописи Эдварда Хоппера и полу-репрезентативных картин Джорджии О’Киф и Мильтона Авери до почти полностью абстрактных полотен Эльсуорта Келли.

***


Возвращаясь к фотографии, нужно сказать, что многие запоминающиеся снимки, сделанные за полтора века её существования, поднимают серьёзный вопрос. Все ли значимые фотографии красивы? Взять хотя бы фотографию Роберта Капы, на которой только что смертельно раненый испанский монархист падает за край 35-миллиметрового кадра (Илл. IV). Это одно из самых ярких резюме на тему насильственной смерти из всех, созданных в нашем столетии. Но красиво ли это?
Кто-нибудь вполне может возразить, что с чисто визуальной точки зрения, то есть если судить только о композиции, эта фотография представляет собой приятное сочетание форм. Но оценивать фотографию только на основе такого подхода, значит искажать её смысл, отрицать подавляющее, первостепенное значения предмета съемки. Важно то, что падающий объект — человек.

Фотография Капы показывает истину — общеизвестную, ужасную, и поэтому важную для нас. И всё же, значит ли это, что фотография красива? Равна ли Истина Красоте и наоборот? Джон Китс знал, что ответ зависит от того, о какой истине мы говорим. Истина красива, если она непреложна, если это последняя, абсолютная Истина. Что, в свою очередь, приводит меня к определению Красоты, которое неизбежно связано с верой. Для меня в фотографии Капы заключена лишь часть истины; значит, она заслуживает какого-то более скромного эпитета, чем «красивая», какого-то слова, указывающего на фрагментарность той истины, которую иногда запечатлевают журналисты-герои.

Значимые фотографии не обязательно красивы. Многие важные кадры не содержат в себе всей Истины, не раскрывают Форму, не показывают нам единство в его глубочайшем понимании. Среди примеров, которые тем не менее входят в число самых сильных из всех известных мне фотографий, «Бродячая собака» Дайдо Мориямы (которая одна практически закрывает тему собак в фотографии), ужасающий кадр Якоба Рииса, на котором изображен слепой попрошайка и мир, в котором ему приходится выживать (Илл. VI) и портрет глотательницы мечей, сделанный Дианой Арбус (Илл. VII).
Как становится понятно из этих примеров, фотография может иметь сильную, классическую композицию, и всё равно не выражать последних истин, которые неразрывно связаны с Формой, а значит и с Красотой. Однако, зачастую композиция действительно становится для фотографа главным способом показать целостность жизни; сама структура фотографии может говорить о Форме и о Красоте. Такие фотографии заставляют вспомнить высказывание Матисса о «выразительности»:
«Выразительность для меня заключается не в страсти, которая вдруг озарит лицо или проявится в бурном движении. Она во всём строе моей картины; место, занимаемое предметами, промежутки между ними, их соотношения — вот что имеет значение.»

Жена Мильтона Эвери оставила красноречивое описание работ своего мужа: «Предметом картины был ряд соотношений между формой и цветом, а объединяющей их силой — природа. Мильтона интересовал порядок, тот самый высший природный порядок, в котором каждый элемент имеет значение.» К числу фотографий, в которых каждый элемент имеет значение, я бы отнёс «Вечер, Нью-Йорк из окна Шелтона» Альфреда Стиглица (Илл. VIII), сделанный Ником Никсоном в 1975 году портрет жены и её сестер (Илл. IX) и фотографию Тимоти О’Салливана под названием «Сода Лейк» (Илл. I).
И хотя я только что отметил формальные качества этих фотографий, повторю ещё раз, что их красота заключается не в одном только соотношении фигур в кадре. В какой-то степени красота всегда связана с предметом съемки. Фотограф может выразить Форму даже не уделяя композиции такого внимания, как авторы снимков, которые я привёл в пример. Чтобы раскрыть Красоту, иногда достаточно всего лишь обратить внимание зрителя на человеческое лицо, как сделал Эдвард Кёртис на портрете Вождя Джозефа (Иллюстрация X), или показать взаимоотношения между людьми, как Бен Шан на фотографии мужчин, обсуждающих политику (Иллюстрация XI), или же просто указать на предмет повседневной жизни, который помогает нам самовыражаться, как Доротея Лэнг на снимке с плакатом, прибитым к насосу на маленькой заправке (Иллюстрация XII). В них несомненно просматривается Форма, а композиция, несмотря на то, что она выполняет неотъемлемую функцию, концентрируя наше внимание на предмете, подчинена Форме.
Хоть я и пытался определить Красоту так, чтобы это словно можно было использовать на практике, я в то же время верю, что некоторые фотографии, самые великие из них, не вмещаются ни в одну категорию, они слишком величественны, чтобы судить о них однозначно. О чём нам говорит «Мать-мигрантка» Доротеи Лэнг, о поражении человека или о несгибаемости его характера? Кто такая «Дочь сборщика клубники» с фотографии Бена Шана, жертва, случайно выброшенная на обочину жизни, или святая? Наверное, именно благодаря чувству, что всё возможно, которое так безосновательно, но прочно поддерживается этими фотографиями, я нахожу их красивым, иногда даже самыми красивыми из всех.

***


Я хочу поднять ещё один вопрос о Красоте, на который, возможно, легко ответил бы зрелый человек, но когда я был молодым, этот вопрос сильно меня мучил: если я правильно определил понятия Красоты и искусства, можем ли мы всецело на них положиться? Можно ли считать искусство достаточным утешением в жизни? Может ли Красота помочь нам перенести страдания?

По правде говоря, мне кажется, что это лишь часть того, в чём мы нуждаемся. Если мы не слишком обременены разочарованиями, одиночеством или болью, то в определенных случаях искусство несомненно может помочь; иногда великие произведения исцеляют. Полотна Мазаччо, Рембрандта, Сезанна, фотографии Стиглица среди прочих — все они были важны для меня в этом смысле.

Но бывает и так, что Красота, будь то красота природы или красота, отражённая в искусстве, сама приносит боль. Мне случалось гулять в горах в ясный зимний день, когда пейзаж, который открывался в видоискателе, пугал своей потрясающей независимостью от нас; мне встречались типовые дома такой нечеловеческой красоты, что от них веяло холодом безвоздушного пространства. Чтобы не вводить вас в заблуждение, я должен признать, что зачастую в подобных случаях я вынужден был просто убрать камеру в сумку и покинуть это место. Иногда достаточно было отыскать кафе, где играл благословенный музыкальный автомат, гремела посуда и звучали людские голоса. Но гораздо лучше в такой ситуации просто вернуться к друзьям и родным. Какое облегчение приносит смешная история, вид прыгающей от радости собаки или прикосновение руки. Эти вещи нельзя предвидеть, но без них любой план спасения обречён на провал.

***


В заключение я бы хотел поговорить о нынешнем положении дел. Если фотография способна раскрыть не только Истину, но и Красоту, то нет больше никакой необходимости продолжать оправдывать любовь к ней; тем не менее, может возникнуть вопрос о неожиданно пробудившемся к ней массовом интересе. Ведь фотография с нами уже долгое время и до недавних пор лишь меньшинство считало её искусством.

Торговля и мода безусловно способствовали этой внезапной перемене; купите такую-то камеру, вложите деньги в такие-то отпечатки фотографий. Но с этими соображениями связано еще одно, более важное событие: дело в том, что живопись временно оставила свой интерес к истории и позволила фотографии занять ее место (ничто не мешает живописи при необходимости вернуть всё на прежнее место, если только художники и дилеры избавятся от мании показной технической новизны). Я подозреваю, что резкий взлёт фотографии также связан с нашим недоверием к языку; подлинные очертания войн и других варварств в последнее время сильнее, чем раньше скрыты за разговорами о них; мы надеемся, что сможем найти Истину, если будем просто смотреть.

Среди других причин повышенного внимания к фотографии, — которые, вероятно, связаны с уже названными выше, — иссякание возможностей литературы. Раньше главными выразителями Формы, структуры событий, были драма и проза. Они рассказывали историю и если мы ей верили (если она казалась нам правдоподобной), то история напоминала нам о существующем порядке мироустройства — часто болезненном, но всё-таки сулящем надежду. К сожалению, сегодня нам кажется, что только истории определенного типа согласуются с нашим жизненном опытом; и к несчастью для нас это истории, которые отрицают любую спасительную закономерность. Наш опыт как-будто бы подтверждает правдивость историй с незаслуженными, случайными концовками, вроде болезней и автомобильных аварий. Единственное, чему мы готовы поверить помимо них, это рассказы о событиях, обыденность и, следовательно, очевидная вероятность которых настолько велики, что они превращаются в банальность. Но о какой Красоте свидетельствует абсурдность смерти в автомобильной катастрофе, о какой величественности говорит банальность? Решения на эти вопросы были найдены, они стали темами важных для нас книг (вспоминаются Камю и Джойс), но затем выяснилось, что на основе этих решений нельзя построить множество интересных вариаций.

Теодор Рётке записал в дневнике: «Я бы хотел найти событие, которое говорило бы так же много, как простой взгляд на вещь». Преуспей Рётке в своём поиске, он мог бы стать драматургом или писателем. Но поскольку ему это не удалось, Рётке стал поэтом, человеком, который описывает предметы, фиксатором Формы, не зависящей от сюжетов, союзником фотографа Альфреда Стиглица, который заметил, что «Красота — это увиденная всеобщность».
Читайте также