9 декабря 2023 / Фотокниги

Guido Guidi
Carlo Scarpa’s Tomba Brion

Hatje Cantz, 2011

Гвидо Гвиди (р. 1941) — итальянский фотограф с архитектурным образованием. Его фотокнига «Carlo Scarpa’s Tomba Brion» посвящена автономному исследованию архитектурного пространства. Цель этого исследования — не полноценное иллюстрирование работы архитектора, а наблюдение за изменениями, происходящими с произведением архитектуры, благодаря преобразованиям форм света и течению времени. Гвидо Гвиди начал снимать этот проект в 1996 году и продолжал работу над ним в последующие десять лет.

В качестве места для своей исследовательской практики Гвиди выбрал семейную усыпальницу, спроектированную выдающимся венецианским архитектором Карло Скарпой. Кладбище влиятельной итальянской семьи Брион — кульминационный проект в творчестве Скарпы, который он разрабатывал с 1968 года вплоть до своей смерти в 1978 году.

Территория кладбища представляет собой сложное сочетание архитектурных сооружений, скрывающихся за наклонной бетонной стеной. Помимо конструктивного изобретательства в работе Скарпы присутствует поэтическая и медитативная составляющая. Он обращается к идеям восточного искусства и трансформирует традиционное устройство кладбища. Композиция из сооружений дополняется природным ландшафтом, который создаёт гармоничную атмосферу, позволяющую балансировать между темами жизни и смерти.

Несмотря на защищённость и скрытость, погребальные сооружения подвержены активному воздействию природных явлений: ветра, дождя и света. Разрушительное влияние природы становится явным отпечатком уязвимости места перед временем. Для Гвидо Гвиди наиболее интересным представляется воздействие света, непосредственно связанное с природой фотографии. Каждый элемент архитектурной композиции выступает полотном для световых трансформаций. Гвиди с большой тщательностью фиксирует супрематические формы, образуемые светом на поверхности конструкций мемориального ансамбля.

Ключевой световой формой в исследовании становится треугольник, напоминающий по форме стрелу. Это один из важных мотивов, встречающийся и в других фотографических сериях Гвидо Гвиди. Стрела выступает как символ времени или направления взгляда. Световые конфигурации и возникающие впоследствии образы Гвиди сравнивает с работами художников-авангардистов. В своих заметках об увиденном, сопровождающих издание, фотограф обращается к произведениям Макса Эрнста, Казимира Малевича и Пауля Клее, оказавшего глубокое влияние и на самого Карло Скарпу.

Методология съёмочной работы Гвидо Гвиди заключается в систематическом возвращении и дублировании. Он посещает территорию захоронения в одно и то же время года и суток в надежде застать идентичную ситуацию и запечатлеть, как со временем изменяется облик вещей. В книге Гвиди указывает под фотографиями дату и время съёмки, а на некоторых снимках рисует серию линий, визуализируя траекторию движения света по пространству. Все это усиливает аналитический характер визуального исследования.

Убедительность взгляда Гвиди, поэтический подход и внимание к деталям концертируют созерцательный фокус на многогранности кладбища и его уникальности. Гвидо Гвиди рассматривает проблемы взаимоотношений света и формы, пространства и времени, которые характерны для архитектуры Скарпы, и визуальное эссе становится вневременным диалогом двух авторов.
Читайте также