22 декабря 2025 / Фотокниги

Фотокниги года / 2025:
Дмитрий Ширшов

Фотограф и куратор отдела фотографии
магазина «Подписные издания» рассказывает о главных книжных находках в 2025 году

В 2025 году личная практика, учёба и время, проведённое в библиотеке Medium, помогли мне лучше разобраться в качествах, которые я ценю в фотографии. Стало понятнее, из чего складывается любительский характер изображения и как разные плёночные и цифровые форматы предопределяют не только взгляд фотографа, но и то, как он двигается с камерой и ощущает пространство вокруг. Поэтому в новогодний топ я выбрал книги, где авторы работали с форматом и материалом свободно и позволяли себе странности — оставаясь при этом искренними, открытыми и поэтичными. А ещё каждая из этих книг моментально вызывает зависть: загораешься — вот бы сделать что-нибудь похожее!

Gregory Halpern — Omaha Sketchbook

MACK, второе издание, 2025
Концепция очень простая и поэтому заразная: Халперн вырезал ножницами индекс-принты с плёнки 6×7 и клеил их на широкие поля цветной бумаги, выгоревшей на подоконнике в случайных вариациях. Сам факт использования индекс-принтов (без пост-обработки) и старой бумаги подсвечивает их несовершенства и изъяны фотохимического процесса. В руках книжка ощущается очень материальной, незавершённой — как самопальный артист-бук. В итоге — вот такое очарование во всём, кроме непосредственно содержания, непростого эмоционально: в исследовании мужественности, которому посвящена книга, Халперн тянется в самые тёмные уголки.

Интервью, в котором Грег подробно рассказывает о работе над Omaha Sketchbook

Matthew Genitempo — Dogbreath

Tresspasser, 2024
Самая занимательная особенность — сколько пространства Мэттью оставляет зрителю на додумывание и интерпретацию, несмотря на сложное устройство книги. Тут есть и просто понятные фотографии на крупный формат, и кадры с видеокассет, и перефотографированные детали собственных снимков, и текстовая часть — в виде монолога главного персонажа книги, который при этом (спойлер!) не появляется ни на одном из портретов. Смятения добавляет и то, как спонтанно в исполнении Мэттью выглядят снимки на камеру 4x5 — по своей динамике ближе даже к среднему формату, чем к крупному. Разбираться в этом очень интересно.

Отличный подкаст с Мэттью об этой книге

Rinko Kawauchi — Utatane

Little More, 2001
Из всех книг Каваути эта — моя любимая, хотя мне всё равно трудно сформулировать, какие именно ощущения она вызывает. Меня вдохновляет её лёгкость в обращении со средним форматом и почти эглстоновская свобода в выборе ракурсов и сюжетов. Взгляд Ринко часто называют детским, но, по-моему, её работы уходят дальше этой границы и, как опять же часто говорят о снимках Эглстона, показывают мир не просто глазами ребёнка, а будто бы глазами других живых существ: пчелы, птички или домашней кошки.

Видео об Utatane на канале Алека Сота

Neil Drabble — Book of Roy

MACK, 2019
Нил снимал жизнь подростка Роя на протяжении восьми лет с 1998 по 2005. Фотографии выглядят очень искренними и доверительными; сам Дрэббл говорит о них как о работе двух друзей, сделанной на близкой дистанции. Если дать книжке время и привыкнуть к её специфическому юмору, она неожиданно раскрывается: становится глубоко трогательной и делится вайбом начала нулевых.

Забавная, кинематографичная история, очень вовремя попавшая мне в руки — на пике моей гиперфиксации на фильмах Линклейтера. Вплоть до нескольких повторяющихся сцен, книжка сильно напоминает его «Отрочество».

Одно из эссе Линн Тиллман из этой книги

Takashi Homma — Thirty-Six Views of Mount Fuji

MACK, 2023
С этим выбором я чуть-чуть схитрил: книжка есть у меня уже пару лет, но до последнего времени я не уделял ей достаточно внимания, а теперь проникся Хоммой и не могу оторваться.

Если о фотографиях Каваути можно сказать, что они сняты с точки зрения разных живых существ, то здесь автор как будто в целом отсутствует. Фудзи — как она есть; фотографии словно сняли сами себя, а Такаси Хомма исчез и уступил место чистой констатации фактов. Фотографирование через пинхолл только усиливает это ощущение: если всё-таки попытаться найти, чья это точка зрения, то придёшь не только к живым, но и к неодушевлённым предметам.

Интервью с Такаси Хоммой, которое приоткрывает суть его метода

***


Традиционно в конце подборки загадаю желание на следующий год:

Takashi Homma — Tokyo

John Gossage — I Love You So Much!!!

Masafumi Sanai — Wakaranai

Nobuyoshi Araki — Sentimental Journey

Фотокниги года / 2025