Фотограф и исследователь фотографии Елизавета Веприцкая рассказывает о своих главных книжных приобретениях года
В этом году я решила, что в моей личной коллекции помимо фотокниг любимых авторов появится новое направление — коллекционирование изданий скандинавских фотографов. Я стала замечать, что интуитивно, будь то кино, литература или фотография, мне особенно интересно знакомиться с работами авторов скандинавского происхождения.
henriknygrendesign.se
henriknygrendesign.se
henriknygrendesign.se
henriknygrendesign.se
henriknygrendesign.se
henriknygrendesign.se
henriknygrendesign.se
henriknygrendesign.se
henriknygrendesign.se
henriknygrendesign.se
henriknygrendesign.se
henriknygrendesign.se
Gunnar Smoliansky 1933–2019
Henrik Nygren Design, 2021
Важным приобретением в этом году стала монументальная книга, изданная в двух томах и представляющая собой ретроспективу творчества шведского фотографа Гуннара Смолянски. Автором издания выступил шведский арт-директор и дизайнер Хенрик Нигрен. В этом проекте Нигрен собрал и переиздал девять ранее выходивших работ Смолянски, дополнив их новым материалом.
Фотографии Гуннара Смолянски представляют собой документацию ландшафта и социальной жизни Стокгольма — города, в котором он жил и работал большую часть своей жизни. Можно сказать, что с географической точки зрения его работы довольно ограничены, однако это не помешало ему считаться одним из величайших фотографов в мире.
Важно отметить, что помимо фотографий в книге собраны тексты: вступительные и аналитические эссе, написанные рядом фотографов, критиков и историков фотографии. Благодаря такому внушительному объему изданию удается создать достаточно полное представление об уникальном творческом пути Смолянски.
Tom Sandberg — Photographs
Aperture, 2022
Неожиданным приобретением для меня стала монография с работами норвежского фотографа Тома Сандберга. Его фотографии — это, на первый взгляд, обыденные сюжеты, однако через призму его восприятия они приобретают особый мистический ореол, который при первом ознакомительном просмотре скорее оттолкнул меня.
Парадоксальным образом с того момента образы с его фотографий засели в моей памяти, и я переосмысливала их на протяжении длительного времени. Фотография его маленькой дочери, лежащей на берегу океана лицом в песке, просто не может воздействовать на зрителя иначе, вызывая особенно сильные переживания. Повседневный снимок родного человека, дочери, становится метафорой хрупкости и беспомощности, образом «выброшенной на берег, потерпевшей крушение», как точно формулирует куратор Боб Никас в тексте, сопровождающем издание. Сам текст Боба Никаса во многих вопросах приоткрыл для меня тайны творчества Сандберга.
theiceplant.cc
theiceplant.cc
theiceplant.cc
theiceplant.cc
theiceplant.cc
theiceplant.cc
theiceplant.cc
theiceplant.cc
theiceplant.cc
theiceplant.cc
theiceplant.cc
theiceplant.cc
theiceplant.cc
Gerry Johansson — Maine
The Ice Plant, 2024
Издание Герри Йоханссона стало моим первым приобретением в прошлом году, а в этом году моя коллекция пополнилась его новой фотокнигой «Maine». Она была выпущена в конце 2024 года американским издательством The Ice Plant, которое мне особенно импонирует. Герри Йоханссон, соответствуя своему фирменному стилю, собрал последовательность из черно-белых квадратных фотографий в алфавитном порядке наименований городов штата Мэн.
Визуально сдержанные и лаконичные, эти изображения фиксируют фрагменты повседневной среды: пустынные улицы, фасады домов, придорожные пейзажи, — лишённые событийности, но наполненные вниманием к структуре и ритму пространства. Алфавитный принцип организации придаёт книге почти архивный характер, превращая географию штата в абстрактную систему знаков и названий. В этом строгом, почти методичном подходе «Maine» раскрывается как медитативное путешествие, в котором документальность уступает место созерцанию и тихому присутствию.