Том Сандберг, один из тех, кто изменил представление о фотографии в Норвегии, показав ее возможности в области искусстве. Он был первым фотографом, чьи работы приобрел Музей современного искусства в Осло, выкупив в 1989 году всю экспозицию в Galleri Riis. Неизменно создавая только черно-белые снимки, он считал, что «фотография — это сложный диалог между оттенками серого».
На протяжении многих лет Сандберг сам делал отпечатки, тщательно подбирая размер под каждый выставочный проект. Отпечатки, зачастую гигантского размера, тщательно ретушировались вручную, порой уже на стене галереи. В случае Сандберга уместно вспомнить о ценности отпечатка, превосходящего цифровой файл мельчайшими деталями и огромным диапазоном оттенков серого. Их не увидеть на экране. К счастью, нас выручает книга.
Сандберг снова и снова возвращается к одним и тем же сюжетам: фотографиям океана, облаков, дыма, солнца, горизонта. Это те банальные сюжеты, которых принято сторониться. Но ему под силу перевести их в совершенно иной регистр.
Его работы наполнены ощущением тайны и тишины, чуткостью к деталям и неуловимым состояниям. Эти сюжеты будто никогда не должны окончиться, — это не схваченные мгновения, они существуют в зоне безвременья. И именно взгляд фотографа делает эту зону возможной и видимой. Даже там, где ветер колышет волосы или оседает сигаретный дым, этот эффект не имеет окончания. Бесконечный тоннель, зависший в небе самолет, зона ожидания вылета, все они будут длиться и длиться.
В работах Сандберга важны переходные зоны и состояния, замерший баланс между бытием и небытием, будь то бесконечные снимки аэропорта и перелетов, бескрайний океан, пятна, превращенные в зияющие отверстия, тоннели, ведущие в неизвестность, люди, замершие на самом краю.
Порой есть сомнение, что именно мы видим: голова ребенка или мыльный пузырь увеличиваются до гигантских размеров, претерпевая трансформации, меняющие наше привычное восприятие. Фотографии Сандберга сродни коанам. Здесь нет нужды разгадывать послание, они лишены символизма. Том Сандберг приглашает погрузиться в тайну, побыть с ней, ощутить ее молчаливое присутствие. Будучи немногословным по своей природе, Сандберг, возможно, изображает именно то, что не нуждается в словах, что может быть осмыслено без посредства языка.