25 августа 2025 / Фотокниги

Ron Jude
12 Hz

MACK, 2020

В какой-то момент вы говорите лесам, морям, горам, миру: «Теперь я готов. Теперь я остановлюсь и буду полностью внимателен». Вы отключаетесь от себя и ждете, вслушиваясь. Через некоторое время вы услышите: там ничего нет. Нет ничего, кроме этих вещей, этих сотворенных объектов, дискретных, растущих или остановившихся, поливаемых дождем или изливающихся, зажатых, затопляющих или убывающих, недвижимых или распространяющихся. Вы ощущаете мировое слово как напряжение, гул, единую ноту хора, одинаковую везде. Вот оно: этот гул — тишина.


— Dillard A. Teaching a Stone to Talk: Expeditions and Encounters. New York: Harper Perennial. 2013. P. 89–90. (по книге Лоренса Крамера «Гул мира: философия слушания»)

Перебравшись с одного побережья на другое, Рон Джуд начал этот проект с исследования лавовых труб в окрестностях своего нового дома на Западном побережье США. В течение последующих четырех лет он продолжал снимать, путешествуя в места, где можно наблюдать первозданные геологические структуры. Так, например, к проекту добавилась поездка к труднодоступным ледникам Исландии. Хотя фотографии сняты в разных точках мира, их местоположение не указывается. Земля предстает неделимой сущностью в противовес географическому, территориальному делению — изобретению человека.

Приступая к новому проекту, Рон Джуд зачастую не знает, о чем он будет. Постепенно формируется архив, наслаиваются знания и открытия, у работы появляется направление и внутренняя логика. Так, в этом проекте осмысляется идея «глубокого времени», предложенная в XVIII веке геологом Джеймсом Хаттоном, возникает созвучие с книгами Роберта Макфарлейна, Пола Кингснорта и его проектом «Темная гора». Впоследствии Пол Кингснорт написал для книги 12 Hz небольшое послесловие.

Несмотря на считываемый экологический подтекст, здесь отсутствует назидание и сообщение об уроне, нанесенном человеком окружающей среде. Осознание этого факта уже присутствует в нашем поле, это уже сказано и не подлежит сомнению и Рон Джуд учитывает это условие. Он обращается к ценности планеты за пределами человеческого повествования и ощущения времени.

«Я задавался вопросами: можно ли смотреть на пейзаж, не скатываясь в тенденциозность и простую сентиментальность? Можно ли придать вес и содержание фотографии природы, не прибегая к иронии или другим очевидным приёмам? Есть ли на нашей планете что-то, на что стоит обратить внимание и о чём стоит задуматься, но чья значимость не зависела бы от человеческого нарратива?» (Рон Джуд в интервью с Карлом Фулднером).

Название «12 Hz» отсылает к порогу человеческого восприятия и подводит к мысли об ограниченности и невозможности проникнуть за определенный рубеж. Но сами работы также подводят к понимание человека, как части большой, мощной, не присваиваемой системы, к осознанию своего места в жизни планеты — мимолетного и, возможно, не такого значительного, как хочется полагать.

Перед нами не идеализированный или сентиментальный пейзаж, — это завораживающие, но отстраненные снимки, указывающие на скрытую механику явлений: на жизнь геологических пород и ледников, приливов и отливов, на движение, происходящее в огромных временных масштабах, — движение текучее, непрерывное, формирующее и сокрущающее. Несмотря на статичность многих сцен, в этих работах есть скрытая динамика и внутренние действующие силы.

Фотографии Рона Джуда порождают чувство удивления и трепета перед масштабом и непостижимостью устройства мира, перед силами, которые существуют вне нас, без нас, и зачастую за пределами прямого наблюдения и восприятия. Но это те силы, которые пронизывают и формируют нас и наше существование.

Изучая эти детально проработанные изображения с подчеркнутыми текстурами, будь то ледники, скалистые образования или бурлящие водные потоки, замечаешь сходство этих материй, размышляешь о переходе из одного состояние в другое. Порой возникает визуальное сходство этих неорганических материй с органическими, сообразность живого и неживого. Антропоморфное восприятие явно не входит в замысел и даже намеренно избегается, но нечто общее для всего природного мира неизбежно обнаруживается.

В конце книги, в качестве эпилога, расположен блок изображений леса. И это снова не приветливый прекрасный лес, не место для успокоения взгляда, а мощная растительная структура, подчас безмолвная и враждебная, красота и гармония которой находятся в ином, непривычном для нас измерении.

«Конечным результатом, я надеюсь, станет такой взгляд на сырую материю нашей планеты, который воспринимает время в совершенно ином масштабе и приводит к повторному открытию чувства благоговения.» (Рон Джуд в интервью с Карлом Фулднером).

Изначально эти работы были созданы для выставочного проекта. И во многом их восприятие зависит от масштаба отпечатков и работы с пространством. Но, благодаря непростой работе по переводу экспозиции в книжную форму, мы все же имеем возможность видеть эти работы и за пределами временных выставочных ситуаций.

В работе над экспозицией этого проекта Рон Джуд сотрудничал с Джошуа Боннетта — художником, работающим со звуком. На сайте Боннетта можно послушать запись аудио инсталляции. В ней соединены полевые записи и звуки сейсмической активности земных пород, обработанные так, чтобы их мог услышать человек. Пусть это звуковое полотно станет саундтреком для путешествия по страницам этой потрясающей книги.
Читайте также