Перебравшись с одного побережья на другое, Рон Джуд начал этот проект с исследования лавовых труб в окрестностях своего нового дома на Западном побережье США. В течение последующих четырех лет он продолжал снимать, путешествуя в места, где можно наблюдать первозданные геологические структуры. Так, например, к проекту добавилась поездка к труднодоступным ледникам Исландии. Хотя фотографии сняты в разных точках мира, их местоположение не указывается. Земля предстает неделимой сущностью в противовес географическому, территориальному делению — изобретению человека.
Приступая к новому проекту, Рон Джуд зачастую не знает, о чем он будет. Постепенно формируется архив, наслаиваются знания и открытия, у работы появляется направление и внутренняя логика. Так, в этом проекте осмысляется идея «глубокого времени», предложенная в XVIII веке геологом Джеймсом Хаттоном, возникает созвучие с книгами Роберта Макфарлейна, Пола Кингснорта и его проектом «Темная гора». Впоследствии Пол Кингснорт написал для книги 12 Hz небольшое послесловие.
Несмотря на считываемый экологический подтекст, здесь отсутствует назидание и сообщение об уроне, нанесенном человеком окружающей среде. Осознание этого факта уже присутствует в нашем поле, это уже сказано и не подлежит сомнению и Рон Джуд учитывает это условие. Он обращается к ценности планеты за пределами человеческого повествования и ощущения времени.
«Я задавался вопросами: можно ли смотреть на пейзаж, не скатываясь в тенденциозность и простую сентиментальность? Можно ли придать вес и содержание фотографии природы, не прибегая к иронии или другим очевидным приёмам? Есть ли на нашей планете что-то, на что стоит обратить внимание и о чём стоит задуматься, но чья значимость не зависела бы от человеческого нарратива?» (Рон Джуд в интервью с Карлом Фулднером).Название «12 Hz» отсылает к порогу человеческого восприятия и подводит к мысли об ограниченности и невозможности проникнуть за определенный рубеж. Но сами работы также подводят к понимание человека, как части большой, мощной, не присваиваемой системы, к осознанию своего места в жизни планеты — мимолетного и, возможно, не такого значительного, как хочется полагать.
Перед нами не идеализированный или сентиментальный пейзаж, — это завораживающие, но отстраненные снимки, указывающие на скрытую механику явлений: на жизнь геологических пород и ледников, приливов и отливов, на движение, происходящее в огромных временных масштабах, — движение текучее, непрерывное, формирующее и сокрущающее. Несмотря на статичность многих сцен, в этих работах есть скрытая динамика и внутренние действующие силы.
Фотографии Рона Джуда порождают чувство удивления и трепета перед масштабом и непостижимостью устройства мира, перед силами, которые существуют вне нас, без нас, и зачастую за пределами прямого наблюдения и восприятия. Но это те силы, которые пронизывают и формируют нас и наше существование.
Изучая эти детально проработанные изображения с подчеркнутыми текстурами, будь то ледники, скалистые образования или бурлящие водные потоки, замечаешь сходство этих материй, размышляешь о переходе из одного состояние в другое. Порой возникает визуальное сходство этих неорганических материй с органическими, сообразность живого и неживого. Антропоморфное восприятие явно не входит в замысел и даже намеренно избегается, но нечто общее для всего природного мира неизбежно обнаруживается.
В конце книги, в качестве эпилога, расположен блок изображений леса. И это снова не приветливый прекрасный лес, не место для успокоения взгляда, а мощная растительная структура, подчас безмолвная и враждебная, красота и гармония которой находятся в ином, непривычном для нас измерении.
«Конечным результатом, я надеюсь, станет такой взгляд на сырую материю нашей планеты, который воспринимает время в совершенно ином масштабе и приводит к повторному открытию чувства благоговения.» (Рон Джуд в интервью с Карлом Фулднером).Изначально эти работы были созданы для выставочного проекта. И во многом их восприятие зависит от масштаба отпечатков и работы с пространством. Но, благодаря непростой работе по переводу экспозиции в книжную форму, мы все же имеем возможность видеть эти работы и за пределами временных выставочных ситуаций.
В работе над экспозицией этого проекта Рон Джуд сотрудничал с Джошуа Боннетта — художником, работающим со звуком. На сайте Боннетта можно
послушать запись аудио инсталляции. В ней соединены полевые записи и звуки сейсмической активности земных пород, обработанные так, чтобы их мог услышать человек. Пусть это звуковое полотно станет саундтреком для путешествия по страницам этой потрясающей книги.