18 апреля 2025 / Фотокниги

Awoiska van der Molen
The Living Mountain

Fw:Books, 2020

В третьей по счету книге голландского фотографа Авойски ван дер Молен сплетены несколько историй. Эти фотографии созданы в сотрудничестве с композитором Томасом Лархером: Авойска снимала эту серию в Тироле, его родных местах. Фотографии послужили одним из оснований для написания музыкального произведения и отрывки этой партитуры включены в книгу. Название — The Living Mountain — отсылает к одноименной книге шотландской поэтессы и писательницы Нэн Шеппард, в которой рассказывается о ее путешествиях в горы Кэрнгормс. Фотографическое, литературное и музыкальное повествование вторят друг другу.

«Вне зависимости от того, насколько личными бывают отправные точки для моей работы, в конечном итоге я надеюсь, что мои изображения затрагивают струны универсального знания, что-то, что живет в наших телах, в нашем нутре, в нашей интуиции, напоминающей о том, откуда мы пришли давным-давно. Память о нашей сути, о нашем основании, о непоколебимой уверенности в очень шатком мире.»

Авойска ван дер Молен





«It is a journey into Being: for as I penetrate more deeply into the mountain’s life, I penetrate also into my own. For an hour I am beyond desire… I am not out of myself, but in myself. I am. To know Being, that is the final grace accorded from the mountain.»


Nan Shepherd

Дизайнер Ханс Греммен из Fw:Books выбирает для книги двусторонний картон и разность поверхностей играет свою визуальную роль. Часть изображений расположена на глянцевой стороне и черный цвет насыщен и непроницаем, а часть — на матовой, поглощающей часть чернил, и изображения здесь более прозрачные, дымчатые.

Партитура в центре книги визуально рифмуется с фотографиями. В этом контексте музыкальные символы сами становятся ландшафтом, напоминая и тонкие ветви, и линии склонов. Обрывочность партитуры вторит недосказанности работ.

Изображения будто прорисовываются, проявляются из темноты или света. Из пустоты возникают формы. За этими мощными, безмятежными работами стоит терпеливый труд аналогового процесса: длительное погружение в материал и место, кропотливая ручная печать.

Авойска ван дер Молен в своей практике обновляет фотографическое традиционное изображение пейзажа. Отталкиваясь от визуальных поисков предшественников, она создает пейзаж для нас, своих современников. Пейзаж, показанный через призму личного опыта, где улавливается недосказанное, сокрытое, не явленное. Пейзаж, удерживающий взгляд, требующий времени и внимания — средство от поверхностного скольжения. В суете, в ежедневном вращении идей и событий, такие работы возвращают к сути, к поиску равновесия, к размышлению, что и зачем нам помнить и беречь.
Читайте также