«В этом необъятном просторе, вращаясь по кругу, чтобы охватить бесконечность, я смотрела на горизонт. Я не видела его как линию, только как атмосферу, в которой небо вдали тает. Я не могла рассчитать расстояние. У меня не было ни точки назначения, ни ориентиров. Путь отсюда туда не имел смысла.»
— Дайана Миченер «Trance», 2020 г.
***
На протяжение двух лет Дайана Миченер путешествовала по отдаленным пустынным ландшафтам, наблюдая линию горизонта, которая стала основным мотивом ее исследования. Масштаб и точка обзора попеременно меняются: автор исследует эту линию и соприкасаясь с землей, и воспаряя над ней. Прикасаясь к теплу раскаленных песков, изучая текстуры, поднимая взгляд, направляя его в бесконечную даль в попытке запечатлеть и передать зрителю просторы много превосходящие рамку кадра и взор самого наблюдателя. Изображения детализированы, близки в своей передаче пространства и отдельных элементов к гипнотическому эффекту.
Выбирая для своего путешествия безлюдные, лишенные суеты места на границе жизни и ее отсутствия, Дайана Миченер пытается постигнуть глубокую связь человека с землей, связь с предшествующими поколениями, цикличность и единство наблюдаемого мира. Фотографии не имеют географических указаний и это объединяет их в общее полотно, уклоняющееся от описания и причастности контексту.
«Давным-давно по этим землям ходили люди. Их следы, как и мои, исчезли. Священная земля.»— Дайана Миченер «Trance», 2020 г.
Здесь рукотворное вторит естественному ландшафту, перетекая, растворяется в нем. Линии от автомобильных колес продолжаются линиями горных гряд, которые в свою очередь схожи со складками кожи. Линии электропередач и молчаливые приземистые дома кажутся затерянными и бессмысленными, утратившими свое предназначение и давно ставшими частью этого пейзажа. Застывшее движение поезда продолжает длиться среди колышащихся трав, обретая свое место, подобно руслу реки между монументальных скал. Памятные плиты и кресты перекликаются с ветвями деревьев, камнями и сухими травами, вторя им, уравниваясь в значении, входя в общий поток течения времени. Мы ощущаем объединенность земли и неба, скал и растений, пространства и самого человека в цельную и неделимую сущность. По словам Дайаны Миченер, «человек здесь помещен в правильное место по отношению ко вселенной».
Солнце появляется на горизонте, очерчивая контуры и формы, проходит свой неизменный путь, возвращаясь к земле. Наступает час, когда линия горизонта тает, ориентиры теряются, все погружается в сумеречную прохладу, чтобы затем снова лучи света разделили небо и землю, раскаляя камни и пески.
Изображения, в силу собственной природы, статичны, но здесь зритель улавливает не обездвиженность и не подразумеваемое движение, но вибрацию, подобную колыханию поверхности океана, ритм определенной частоты, созвучный визуальным паттернам этих пейзажей, доступный настроившемуся на это визуальное повествование.
«Я прекрасно понимала, что есть люди, которые ходили по этой земле до меня. Я знала, что я не первая. И это занимало большую часть моего воображения. Но при этом ощущение одиночества было настолько глубоким. Оно подавляет, но это не одиночество, которое вгоняет в уныние, а одиночество, которое позволяет почувствовать, что ты принадлежишь к большой общности людей и самой Земле. Это очень глубокое волнующее переживание.»— Дайана Миченер о работе над книгой «Trance», 2020 г.
Великолепное исполнение книги — заслуга Герхарда Штайдла и его команды, известных своим перфекционистским отношением к каждому изданию. Увеличенный формат книги
, тяжелая коленкоровая обложка, поддерживающая название серии психоделическим мерцающим эффектом, плотная кремовая бумага, отсылающая в своих тактильных ощущениях к изданиям минувших эпох — все служит верному настрою для восприятия этих монументальных работ, затрагивающих вневременные темы.
***
Изучая работу Дайаны Миченер «Trance» хочется вспомнить еще несколько изданий, визуально и смыслово перекликающихся с ней.
Jungjin Lee «Unnamed Road», 2014.В этой работе автор исследует место конфликта, проходя сложные эмоциональные испытания и обнаруживая под слоем колебаний фундаментальные истины и возможность преодолеть предрассудки и суждения.
Ron Jude «12Hz», 2020.Здесь запечатлены элементы мощной и прекрасной системы нашей планеты, где становится возможным появление и существование органической жизни. Это попытка осмыслить процессы на грани человеческого восприятия. Изображения лишены присутствия человека, что предлагает нам переосмыслить нашу шкалу ценностей и осознать свое место в этой системе.
Lee Friedlander «The Desert Seen», 1996.Сложное, ритмически организованное визуальное пространство, завораживающие композиции, — сам Фридлендер проводит параллель между его работами и джазовой музыкой. Работы наполнены первозданной энергией хаоса и визуального изобилия, которая упорядочивается взглядом художника.