30 марта 2023 / интервью

Визуальное, скульптурное и перформативное

Интервью Джона Диволы с Яном Тумлиром из книги John Divola: Three Acts (Aperture, 2006)
Материал подготовила Диана Епифанова
Перевод Дмитрий Иванов
«Моя практика на самом деле выросла из попытки приспособить визуальный дискурс, который произрастает из фотографии, к тому параллельному дискурсу в более широкой сфере искусства»
Ян Тумлир: Я всегда воспринимал серию «Зума» («Zuma») как «переломную», «сделавшую вашу карьеру», и мне было интересно узнать более точную хронологию. Вы сняли эту серию во время учебы?

Джон Дивола: «Зума» была создана через три или четыре года после окончания магистратуры. Я начал с того, что фотографировал социальные пейзажи в долине Сан-Фернандо, потом пошел и получил степень магистра (MA) и устроил выставку этих работ.

Затем я остался еще на один год, чтобы получить следующую степень (MFA), и именно тогда я начал снимать серию «Вандализм». Решение начать работать с заброшенными домами возникло из-за двух разных обстоятельств, первое из которых было практическим. Я ездил по району с камерой и в какой-то момент сфотографировал несколько баллонов с пропаном; они были серебристыми и когда я их напечатал, мне просто понравилось, как они выглядели. Серебро баллона и серебро фотобумаги — они как-то взаимодействовали между собой, и тогда мне пришло в голову, что я могу покрасить серебряной краской что угодно и сфотографировать. Поэтому я начал разъезжать в поисках предметов, которые можно покрасить серебряной краской, но, разумеется, вы не можете просто красить все подряд, поскольку все кому-нибудь принадлежит. Так я оказался в заброшенных домах; я искал какое-нибудь место, чтобы начать красить вещи серебряной краской.

Но были и другие причины, например, моя удаленность от оригинальных произведений искусства. Когда я рос в Долине, там, в общем-то, не было ни музеев, ни галерей, в которые можно было бы пойти. И вот я, начинающий фотограф, учусь в магистратуре и изучаю искусство. Я смотрю на слайды с изображениями произведений искусства, а также изучаю книги и журналы. В какой-то момент я понимаю, что это действительно интересное время, потому что модернизм стремится к эссенциализму, к идее аутентичности, он стремится к минимализму, концептуализму, ленд-арту, а я все-равно воспринимаю все это в виде репродукций. Эти репродукции всегда сопровождались всеми обязательными оговорками: эта траншея находится в пустыне, вот ее фотография, но вы должны поехать туда и увидеть ее вживую. Вот перформанс с участием двадцати человек в галерее в Нью-Йорке, вот его фотография, но вам нужно было присутствовать там лично. В результате я пришел к выводу, что это и была главная арена современного искусства, что вся живопись, скульптура и перформанс с практической точки зрения были созданы для того, чтобы их фотографировали, реконтекстуализировали, чтобы о них говорили и писали.

Ян Т.: Траектория, которой модернизм следовал в живописи и скульптуре, очевидно, сильно отличается от траектории в фотографии, и все же в обоих случаях есть стремление к некоему эссенциализму, присущему медиуму. Но что, в таком случае, можно считать основной характеристикой или свойством фотографии?

Дж. Д.: На мой взгляд, фотография не вписывается так гладко в логику модернизма.

Ян Т.: Я думал о вашем замечании по поводу предварительного характера документации: я имею в виду, например, как в случае некоторых произведений ленд-арта изображение замещает реальный опыт.

Тем не менее, даже в искусстве тем изображениям, которые когда-то лишь указывали на конкретные места, события или действия «где-то там», в мире, в какой-то момент стали отдавать должное как субститутам, и иногда они даже выходили на первый план. Дуглас Хьюблер говорил, что мир слишком переполнен предметами и изображениями, и что он не хочет прибавлять к ним еще что-то. Фотография дала художникам возможность самоустраниться из процесса создания, уйти от любых преднамеренных эстетических решений и вместо этого просто указывать, щелкать и апроприировать. Идея о том, что фотография может занять место найденного объекта существует как раз между концептуальным искусством и искусством апроприации, и это то, о чем вы, в некотором роде, размышляете. Пока вы работали над своим фотографическим отношением к искусству, искусство пересматривало свое собственное отношение к фотографии. Мне интересно, насколько вы это осознавали?

Дж. Д.: Честно говоря, не особенно. Моя практика на самом деле выросла из попытки приспособить визуальный дискурс, который произрастает из фотографии, к тому параллельному дискурсу в более широкой сфере искусства, о котором я тогда только узнал, и мое участие в нем было скорее даже не теоретическим, а сводилось к рассматриванию изображений художественных предметов и жестов. Я бы скорее сказал, что в тот момент кто-нибудь вроде Уокера Эванса повлиял на меня сильнее, чем любой художник-концептуалист. У Эванса я почерпнул идею апроприации эстетических качеств предмета. Эванс фотографировал нарисованные вручную вывески или здания, построенные мелкими наемными рабочими, и эти здания несли на себе отпечаток их субъективных предпочтений, или же он находит кучу гравия, которая лежала перед вывеской из гофрированного металла, и апроприировал ее в качестве художественной инсталляции. Так что я действительно откликался на такой подход, но, в то же время, мне хотелось вмешаться в происходящее между камерой и предметом.
«Дело в фотографическом впечатлении и отношении к предметам в окружающей действительности, а не просто в прозрачности фотографии»
Ян Т.: Здесь я опять же думаю о том, что такие фотографы, как Уокер Эванс, оказали огромное влияние на художников конца 1970-х — начала 1980-х годов, которые занимались фотографией, потому что она воспринималась как способ опосредованной апроприации существующих работ. Но все это идет рука об руку с верой в прозрачность фотографий, верно? Вот почему я привел цитату Хьюблера. Такие художники, как Хьюблер, я думаю, тоже интересовались Уокером Эвансом, и, конечно, этот интерес становится еще более выраженным, когда мы доходим до Шерри Левин. Все дело в некой отсрочке принятия эстетического решения…

Дж. Д.: Единственное различие, которое я бы хотел обозначить, связано с понятием «прозрачности»… Я не уверен, что Уокер Эванс считал — и что касается меня, то я совершенно точно так не считал, — что предметы окружающей действительности, на которые он указывал своими фотографиями, всегда были эстетически интересны сами по себе. Я думаю, он понимал, что, используя характер медиума, предмет может быть преобразован в эстетически интересную фотографию. Например, куча гравия перед зданием из гофрированного металла не обязательно эстетически интересна сама по себе, а если и интересна, то только с одной точки зрения при определенном освещении; дело скорее в том, как гравий и гофрированный металл сфотографированы, как они ложатся на плоскость и превращаются в черно-белый двухмерный объект — вот что интересно. Дело в фотографическом впечатлении и отношении к предметам в окружающей действительности, а не просто в прозрачности.

Ян Т.: Да, но если вспомнить, например, проект Дэна Грэма «Сделаем американские дома лучше» (Better Homes for America), то внутри него подразумевается, что у фотографии есть некие номинальные функции и определенная прозрачность входит туда, более или менее, как должное, а о преднамеренности действий свидетельствует только тот простой факт, что с помощью фотографии художник может менять контекст предметов. Таким образом, если сфотографировать вырытую в земле яму, она может не быть эстетичной или художественной по своей сути, но если вы поместите ее в художественный контекст, она так или иначе станет ассоциироваться с минимализмом и ленд-артом. Фотография становится способом вырезать предметы из окружающей действительности и придать им эстетическую ценность, переместив их в другой контекст.

Но, конечно, идея использования фотографии для документирования ваших действий в окружающем мире отличается от использования фотографии для документирования чего-то в мире, что, по вашему мнению, имеет эстетический потенциал.
«Я хотел сделать что-нибудь с теми предметами, которые находятся перед камерой, но так, чтобы это не было просто документацией действия или моего вмешательства, а было бы синтезом того, что уже есть, и того, что я добавляю, полностью осознавая при этом язык документа»
Дж. Д.: Верно, но они не исключают друг друга. Меня всегда интересовало визуальное, скульптурное или перформативное вмешательство, но не особенно интересовало наличие четкой границы между тем, что я сделал, и тем, что уже было до меня. Я хотел сделать что-нибудь с теми предметами, которые находятся перед камерой, но так, чтобы это не было просто документацией действия или моего вмешательства, а было бы синтезом того, что уже есть, и того, что я добавляю, полностью осознавая при этом язык документа. Так что это эстетическое предприятие: по сути, я просто знаю, что этот предмет будет переведен из трех измерений в два, что можно добавить освещение, и что можно вставить абстрактный жест. Этим жестом может быть простой узор, но важно мое понимание того, что по какой-то причине этот узор будет работать или прочитываться на фотографии определенным образом.

Ян Т.: Вы часто играли с тем, что уплощали пространство, переходя туда и обратно от пространственной глубины реальности к тому, как эта реальность выглядит в видоискателе. Это движение позволяет создавать ситуации, которые могут быть особым образом прочитаны на получившемся отпечатке — так, чтобы несоответствие между реальной сценой, или референтом, и его фоторепродукцией было подчеркнуто или преувеличено. Был ли какой-то путь развития этих решений? Может быть, вы начали фотографировать заброшенные дома в чисто документальной манере, а затем стали добавлять все больше и больше меток?

Дж. Д.: Нет, я думаю, что одной из причин, почему я оказался в заброшенных домах, было то, что у меня не было студии. У меня не было возможности работать в какой-либо другой манере, кроме документальной, потому что у меня не было денег на аренду студии. Когда я начал работать в заброшенных домах — и надо сказать, что я не шел туда с мыслью: «Я сделаю заброшенные дома своей студией», — это позволило мне начать мыслить и действовать так, как если бы я был где-то между студией и внешним миром.

В начале 1970-х в Лос-Анджелесе было много заброшенных домов. Во дворе самого первого, в котором я стал работать, я нашел пару ботинок с крылышками на носках, покрасил их в серебристый цвет и сфотографировал, а затем переместился внутрь дома и начал ставить разные метки. Но очень скоро, посмотрев на эти первые фотографии, я понял, что некоторые узоры выступают с их поверхности наружу, что я могу играть с пространством в углах, что я могу подбрасывать предметы в воздух… Внезапно это стало похоже на студийное пространство, на котором лежал отпечаток чьей-то личности или характера, и по которому я мог перемещаться и взаимодействовать с ним различными способами.

Ян Т.: Очень многие из этих заброшенных домов буквально находятся в состоянии между внутренним и внешним; потолки провисают, впуская свет… В контексте фотографии даже окна, выходящие во внешнее пространство, окрашены этой диалектикой внутреннего и внешнего, верно? Этим промежуточным состоянием?

Дж Д.: Идею внутреннего и внешнего действительно можно проследить в трех сериях работ, вошедших в эту книгу («John Divola: Three Acts», Aperture, 2006 — Прим. переводчика). В серии «Вандализм» (Vandalism) иногда появляется окно, но очень редко; в основном там работа с углами, плоскостями внутренних стен и другими атрибутами внутренних пространств. Серия «Проникновение со взломом» (Forced Entry) полностью посвящена внутреннему и внешнему, потому что я фотографирую места, где кто-то в буквальном смысле вломился в дом снаружи, я фотографирую вид изнутри дома наружу и вид снаружи внутрь дома. А серия «Зума» (Zuma), с формальной точки зрения, по сути представляет собой синтез двух предыдущих работ с добавлением цвета. Интерес к меткам из «Вандализма» и интерес к внутреннему и внешнему из «Проникновения со взломом», по сути, добавлены к «Зуме» — просто появляются еще цвет и океан.
«Мне никогда не хотелось сделать одиночную фотографию, которая была бы очень тонкой в том смысле, о котором вы говорите — тонкой оптически или иллюзорно. Вместо этого мне хотелось, чтобы все вместе они описывали некое взаимодействие с пространством или обстоятельствами. Это следы взаимодействия, а не сознательно сконструированные утверждения»
Ян Т.: Я никогда не думал об этом как о студии; в каком-то смысле вы действуете как художник в студии.

Дж. Д.: Да, только я рисую поверх самой студии.

Ян Т.: Точно! Но опять же, в свете недавнего пересмотра взглядов на Джексона Поллока, скажем, в том, что касается важности, которую фотография могла иметь для всего его предприятия, даже это кажется не таким уж необычным. Фильмы Ханса Намута показывают контекст, в котором работал Поллок… Мы видим, как он идет в свою студию на севере Нью-Йорка, и видим, что было снаружи и насколько это похоже на то, что было внутри… В черно-белом изображении все эти голые деревья и кусты выглядят как следы на его холстах и как следы на каждой из стен его рабочего пространства. Мысль о том, что эти два состояния, внешнее и внутреннее, могут не уж сильно отличаться, очень провокационна.

Дж. Д.: Но для меня разница состояла в том, что я не был художником, и я знал, что рисунки, которые я оставляю, невероятно грубые, неуклюжие и наивные, но понимание того, что я фотограф, давало мне своего рода разрешение на дистанцирование. Я отдавал себе отчет, что вне зависимости от того, какую метку я поставлю, все будет в порядке; я в любом случае могу сделать интересную фотографию наивной метки. Кроме того, я воспринимал все это только в контексте документации. Я никогда не планировал приглашать кого-то в это пространство, чтобы посмотреть на рисунки; эта работа всегда делалась для документации и только для восприятия в таком контексте. Я подходил к этому очень сознательно. Я помню, как шел покупать черную, белую и серебряную краски, потому что они соответствовали лексикону черно-белой фотографии.

Ян Т.: Я был удивлен, когда обнаружил, что во многих ранних черно-белых голливудских фильмах декорации на самом деле были черно-белыми. Тени были нарисованы разными оттенками серого прямо поверх этих декораций и такая строгость и контроль кажутся мне интересными, если говорить о вашей собственной практике, грубой и спонтанной, весьма близкой к ар-брют (art brut). Играя с пространственной глубиной и перспективой, вы могли бы создавать очень тонкие оптические иллюзии, но вместо этого вы решили сделать что-то, что постоянно балансировало между работающей иллюзией — если за успех взять удачную попытку уплощить пространство — и провалом. Мы можем отчетливо видеть, что было сделано, как была создана эта иллюзия. В такие моменты изображение снова превращается в самый настоящий документ.

Дж. Д.: Меня всегда интересовали серии, а не отдельные фотографии. Мне всегда было любопытно, как серия выявляет мою причастность к созданию этих снимков и работает в качестве документации моего многократного взаимодействия с предметом на протяжении определенного периода времени. Мне никогда не хотелось сделать одиночную фотографию, которая была бы очень тонкой в том смысле, о котором вы говорите — тонкой оптически или иллюзорно. Вместо этого мне хотелось, чтобы все вместе они описывали некое взаимодействие с пространством или обстоятельствами. Это следы взаимодействия, а не сознательно сконструированные утверждения.
Ян Т.: Значит, на самом деле они становятся документацией двух поступательных процессов: один происходит перед объективом, а другой — за ним, верно? Решение взаимодействовать с тем, что вы документируете, делает очевидным наличие конкретной субъективной точки зрения, и это автоматически подрывает доверие к фотографии как документу.

Дж. Д.: Именно так, это, безусловно, подрывает любое ощущение правдивости этого изображения как сцены, которая была просто найдена фотографом. О чем я на самом деле не думал в то время, но что впоследствии учел в работе, так это то, что независимо от вышесказанного, суммарно эти фотографии все-равно становятся описанием места. Это всегда конкретный интерьер, конкретный дом и конкретный ландшафт. В некоторых случаях, как, например, в серии «Снос домов» (House Removals), вы буквально находитесь снаружи и смотрите на окружающий пейзаж. Но меня всегда интересовало то, как некая сцена утверждает свой характер, свое ощущение места, специфику своего устройства и бытия.

Ян Т.: Одно дело использовать фотографию для документирования характера этих мест и совсем другое — активно участвовать в их разрушении.

Дж. Д.: Я не считаю, что я активно участвовал в их уничтожении, скорее я проявлял интерес к процессу их уничтожения. Когда я рисовал поверх пространств, я воспринимал это не как разрушение, а как активацию пространства. Не я выбивал двери и устраивал поджоги, но я проявлял явный интерес к этим действиями. Я был скорее наблюдателем, попутчиком.

Ян Т.: Вы могли бы привести конкретный пример сцены, которая «утверждает свой характер», как вы выразились?

Дж Д.: Я помню, как нарисовал что-то в углу дома и не особо был доволен результатом, а потом вернулся через два дня и оказалось, что кто-то пробил дыру в стене. Это было идеально! Или же, например, я фотографировал и вдруг поднимался ветер, который раздувал шторы, полностью довершая изображение. Но это и было именно то, чего я искал. Эти моменты были для меня самыми яркими — куда более яркими, чем если бы у меня была идея что-то сделать, а затем я бы просто сделал это и сфотографировал результат. Должно было быть какое-то пересечение между существующим характером места, — тем, что происходило внутри него, — и какой-либо меткой, которую я оставил.

Ян Т.: Что касается более документальной стороны вашего проекта, или той стороны, которая связана с местом, то для меня примечательно, насколько явно эта работа говорит именно о Лос-Анджелесе. Есть определенная восприимчивость, свойственная Западному побережью, которая, как мне кажется, сводится к умению приспосабливаться к непостоянству, и ваша работа непосредственно связана с этим. Это почти фиксация непостоянства, процесса ускоренного изменения, который вы, очевидно, ощущали на протяжении всей жизни.

Дж. Д.: Принято полагать, что все временно.

Ян Т.: Это особенно остро ощущается в «Сносе домов», поскольку нет ничего более надежного и постоянного, чем дом, верно? Это символ укорененности, и когда этот предмет исчезает со своего места, это ощущается почти как травмирующее событие…

Дж. Д.: Недавно я был в Риме и там я действительно почувствовал историческую глубину… Как будто эти здания невозможно вырвать из земли, там есть буквальная иллюзия глубины. Затем я вернулся в Лос-Анджелес и все действительно стало выглядеть так, как-будто бы лежит на поверхности. Весь рукотворный ландшафт похож на корку, которая не внушает ощущения прочности, ее можно просто содрать с поверхности земли. На самом деле, живя здесь, вы ожидаете, что в какой-то момент в не столь отдаленном будущем все это сгребут в сторону, а вместо этого будет поставлено что-то другое — ощущение, что ничто не привязано к якорю, что все динамично и постоянно меняется…

Ян Т.: …Верно, все лишь слегка касается земли… Тот факт, что Лос-Анджелес — это город в пустыне, делает это понимание еще более острым, верно? Когда вы отправляетесь в пустыню и делаете, например, фотографии «Изолированных домов» (Isolated Houses), вы резко выделяете то, с чем мы боремся каждый день.

Дж. Д.: Да, кажется, что эти дома только что плюхнулись с неба на землю и их может сдуть первым же ветром.

Ян Т.: Когда смотришь на этот пустынный пейзаж, задумываешься о естественных процессах энтропии и эрозии под воздействием погоды, и в какой-то степени мне всегда казалось, что это похоже на акты вандализма на ваших ранних фотографиях. Несмотря на то, что там действия совершаются отдельными людьми, их результат также можно рассматривать как своего рода естественную эрозию…

Дж. Д.: В серии «Вандализм» вандал — это я. Но в «Проникновении со взломом» это действительно кто-то другой. Хотя иногда случались странные вещи. В какой-то момент кто-то взял все межкомнатные двери и заколотил ими дом изнутри. В одном случае дверь висела под углом, и я нарисовал на ней точки со стекающими каплями, потом кто-то взял эту дверь и прибил ее к стене, чтобы закрыть окно, после чего мои капли стали стекать горизонтально. Это очень меня заинтересовало, поскольку не имело ничего общего с моим первоначальным намерением. И еще, конечно, дом из серии «Зума» горел несколько раз подряд. В этом случае, хоть я и не знал этого до самого конца, дом поджигала и снова тушила пожарная служба, чтобы потренироваться. Так что, они существенно поучаствовали в процессе.

Ян Т.: Вид из окна цикличен или даже, в каком-то смысле, неизменен. Он выступает в качестве фона и привносит элемент постоянства.

Дж. Д.: Именно так, и даже если он меняется от одного изображения к другому, то меняется предсказуемым образом. Например, если на одном изображении утро, а на другом полдень, то будет еще одно утро или полдень, а не просто наступит ночь и все закончится, но при этом мы знаем, что в какой-то момент этот дом просто перестанет существовать.

Ян Т.: Опять же, я думаю о доме как о символе нормальности, целостной жизни, и мне интересно, какую именно позицию вы занимаете в этом отношении. Со стороны ее можно описать как отчужденную или даже меланхоличную.

Дж. Д.: Я всегда воспринимал дома как отсылку к некому отсутствию. В более поздних сериях я куда более непосредственно работал с идеей присутствия некоего отсутствия, но изначально это было лишь отсутствие людей, которые когда-то жили в этих домах. Изначально я размышлял о меланхолии, связанной с отсутствием субъекта, но затем я научился ощущать какое-то качество фотографического медиума, которое было меланхолическим по своей сути. Отсутствие встроено в фотографический процесс: фотография — это неживой объект промышленного происхождения, просто серебро на бумаге или краска на бумаге, и она сама по себе олицетворяет отсутствие того, что на ней изображено; это знак утраты, утраченного настоящего, которое невозможно вернуть. Но есть еще один уровень отсутствия — моего собственного. Я воздействовал на эти пространства, поэтому мое собственное отсутствие неизбежно подразумевается в этих фотографиях.

Ян Т.: Об этом можно подумать еще и в контексте романтизма. За всем этим стоит представление о том, что природа всегда будет отвоевывать у человека его творения, и что на самом деле от этого процесса можно получать эстетическое удовольствие. Что касается искусства, то удовольствие содержится не столько в создания чего-либо, сколько в разрушении. Вот прекрасный момент истории, вот где зарыт клад: в руинах.

Дж. Д.: Да, очевидно, что меня интересуют руины как некая визуальная информация, но в то же время это всегда было для меня самой большой проблемой. Это самая клишированная и избитая иконография — ветхий сарай в фотографии или руины в живописи.

Ян Т.: Вы имеете в виду идею живописности?

Дж. Д.: На самом деле это то, к чему у меня было двоякое отношение, особенно в более поздних работах: я находил избитую метафору, а затем пытался ее воскресить или поработать с ней, несмотря на то, что это опасная территория, если говорить о клише. На самом деле, я никогда не воспринимал эту метафору, как первостепенную — я имею в виду идею романтической энтропии, которая регенерирует мир. Я всегда считал эту метафору избитой настолько, что я не мог себе позволить воспринять ее прямо. Поэтому я рассматривал ее как предзаданную иконографию, а не как основное содержание…

Ян Т.: Даже оставаясь в рамках романтический традиции полуразрушенного дома, то, на что вы указываете — скажем, на выбитую дверь — становится в результате чрезвычайно эмпирически достоверным изображением, не так ли? Эти фотографии можно изучать практически с научной точностью: можно едва ли не почувствовать силу, приложенную к предмету, и такая читаемость изображения доставляет определенное удовольствие. Но потом, в тот момент, когда вы начинаете добавлять собственные эстетические метки к уже существующим, эмпирическим, и когда вы начинаете играть с восприятием пространственной глубины, все это переводит изображение в совершенно другой регистр…

Дж. Д.: Все верно. Я думаю, что мой основной импульс состоит в том, чтобы сосредоточиться на выбитой двери, но я воспринимаю выбивание двери как скульптурный акт, то есть я стремлюсь апроприировать антиобщественный акт в качестве эстетического жеста. Как идея это интересно только в качестве основы для одной единственной фотографии; в ней не важны особенности того, как именно эта конкретная дверь выглядит после того, как ее выбили ногой. Но как только вы проявляете интерес к особенностям этой конкретной двери, выбитой ногой, вы оказываетесь в совершенно другом измерении. И в этом, как мне кажется, проблема многих критических высказываний, в которых работу автора сводят к единичным концептуальным жестам. Критика объясняет происхождение одной фотографии, но как быть с тем фактом, что таких фотографий двадцать?
«Фотография заставляет вас искать компромисс между вашими намерениями и фактической природой мира»
Ян Т.: С каждой следующей фотографией к пространственному уравнению прибавляется все больше времени. В работе появляется своя феноменология, которая, по сути, сводится к восприятию во времени…

Дж. Д.: …И это «во времени» связано не только с посещением этих мест, перемещением по ним и, возможно, действиями внутри них, потому что есть еще процесс возвращения, нахождения изначальных следов и выбора из этого разнообразия окончательной серии. Все это последствия сознательного участия, выбора и действий. В конце концов, интересны ли побочные продукты этих процессов или отчетность о них, зависит лишь от того, как мы оцениваем сами эти процессы.

Ян Т.: Это напоминает мне идею Бодлера о том, что искусство — это «мнемотехника прекрасного», которую я всегда понимал в том смысле, что прекрасные картинки занимают особое место в нашей памяти как своего рода эталон, относительно которого мы измеряем ценность повседневных ощущений. Лучший пример, который я могу привести, — это фотограф, который делает снимок, когда сцена в видоискателе почему-то кажется ему «правильной». В такие моменты реальность вдруг начинает походить на картинку; вид в видоискателе совпадает с изобразительным архивом прекрасных моментов, который все мы храним в памяти. И все эти взаимоотношения — между восприятием и памятью, повседневностью и огромным архивом прекрасного — становятся намного более яркими в нашу эпоху, когда большая часть изобразительной работы выполняется на втором этапе работе, в пост-продакшене.

Дж. Д.: Вы совершенно правы, хотя опять же, я не думаю, что мое вмешательство на этом промежуточном уровне имеет концептуальное значение. Вы говорили о том, что, глядя в видоискатель, фотограф видит картинку. Я же вижу скорее смутный набор атрибутов, которые предположительно могут взаимодействовать интересным образом. Я действительно не очень беспокоюсь о том, что я вижу в видоискателе, по крайней мере, на этом этапе, особенно если я использую вспышку, потому что не знаю, как она себя поведет. Я просто вижу смутный потенциал. На самом деле это работа с набором атрибутов, которые, остается надеяться, будут взаимодействовать интересным образом.

Ян Т.: То есть, удивительным образом?

Дж. Д.: Совершенно точно.

Ян Т.: А как вы удерживаете этот элемент неожиданности, этот «смутный потенциал», как вы выразились? Вы пытаетесь как-то за него ухватиться?

Дж. Д.: Ну, в любом творческом процессе есть точка уменьшения КПД, верно? Это момент, когда результаты становятся предсказуемыми, и, хотя одна картинка может быть немного более интересной, чем другая, различия становятся настолько тонкими и по сути незаметными, что продолжать создавать их уже просто не интересно и не плодотворно. Это как раз тот момент, когда вы начинаете пытаться придумать новый проект или другой подход. Я думаю, что если вы оглянетесь на мою работу, то увидите много вариаций и в том, как я работаю с медиумом, и в том, что касается формата. И хотя мне хотелось бы думать, что прослеживается некая преемственность темы, но на самом деле вы просто сталкиваетесь с чем-то и пытаетесь с этим взаимодействовать. Это нельзя полностью контролировать; в этом особенность фотографии — она втягивает вас в мир. И в этом особенность взгляда через камеру: да, у вас есть архив изображений в голове, но в видоискателе всегда что-то другое. Это всегда некий компромисс между тем, что вы ищете, и тем, что есть. Это почти демократический принцип, поскольку вас заставляют искать компромисс между вашими намерениями и фактической природой мира.

Ян Т.: Это очень здорово, потому что вы буквально визуализируете эту идею поиска компромисса в ряде работ. В какой-то степени это именно то, что происходит, когда изображение колеблется между пространственной глубиной и плоскостью. Это почти аллегория того, о чем мы говорим: фотография становится автономным изображением, оставаясь при этом документом, который связан со спецификой места и черпает свою значимость из того, что в этом месте уже есть.

Дж. Д.: Это просто знак уважения к тому, что есть и к тому, как это выглядит на фотографии…
Читайте также