У него и архитектура тоже есть, но именно эту книжку я просто обожаю. Выглядит вообще как Кандинский. И он был, кстати, одним из первых стипендиатов Гуггенхайма по фотографии в 60-е годы, что было весьма круто. И о нем практически ничего в Интернете нет, но при этом он культовый, важный американский фотограф.
К чему я это говорю? Просто фотография делится на разные категории. Есть современная фотография, есть коммерческая фотография, есть какая-то фотография вне времени, назовём это так, есть журналистика, документалистика и все они живут абсолютно разными жизнями. Поэтому, например, недавно, когда я со студентами разговаривал, одна студентка говорит: я собираюсь поехать в поездку, снимаю фильм и хочу что-то снять. Я задал ей вопросов двадцать на тему, что именно вы хотите снять. Потому что можно так, можно вот так, можно вот этак, можно вот сюда, можно туда. То есть ответ на такой вопрос, «что можно снять?», может потребовать вообще пяти лет работы. А можно этим заниматься, изучать и все-равно не найти ответов. Поэтому что все хотят разное от фотографии получить.
Я, например, про себя могу сказать, что я занимаюсь современной фотографией, связанной с современным искусством. И для меня эта коллекция книг — это некое хобби, в принципе, потому что я все равно снимаю совершенно другие вещи. Но я кайфую от того, что я в это погружаюсь, что я могу это смотреть, наслаждаться этим. И кроме наслаждения я ничего от этого не хочу, мне просто нравится. Но понимаю, что таких выставок здесь, в принципе, не будет, скорее всего. Если будут, то прекрасно. Но для того, чтобы они появились, для того, чтобы это явление произошло, должны быть какие-то очень серьёзные фундаментальные двигатели. То есть несколько поколений должны задать традицию, а у нас в России самая большая проблема — с поколениями и с традициями.
Если мы возьмём историю советской фотографии, там у нас был Родченко. Мне он абсолютно не нравится, как фотограф. Я считаю, что он переоценён. Но в меру того, что в России ничего другого особо не было, его возвели в некую поп-икону и он стал именем нарицательным авангардной фотографии. А, допустим, Эль Лисицкого немного задвинули. Но если смотреть с профессиональной точки зрения через огромный промежуток времени… У меня есть много каталогов Эль Лисицкого и Родченко. Я был в музее MART в Италии, в Тренто и Роверето, на ретроспективе Лисицкого, где со всего мира собрали его работы. И это потрясающая архитектура, это гигантская выставка с кучей работ в дизайне, обложек, фотографий, видео, зарисовок, то есть того, чего мы в России вообще никогда не увидим. И, в то же время, я вспоминаю выставку, которую в России сделали к юбилею Родченко в Мультимедиа Арт Музее на несколько этажей. Там был один ударный зал с его академическими, назовём это так, работами, хорошими, крепкими, и несколько залов чего-то второсортного, совершенно неинтересного, то есть фотографий, на которые, если бы не фамилия Родченко, никто бы внимания не обратил.
Когда говорят про ракурсность, про важность, — я и сам об этом говорил в моём первом каталоге в интервью, я считал Родченко важным, — то сейчас я могу сказать, что Альварес Браво, мексиканский фотограф, намного интереснее и снимал в то же самое время. И, кстати, он был единственным, кто вместе с Уолкером Эвансом сделал персональную выставку. У меня есть несколько его альбомов, он шикарный автор, который работал с теми же самыми темами, снимал тех же самых деятелей. Это не значит, что я хочу что-то плохое про Родченко сказать. Просто у Родченко не было конкуренции, не существовало какой-то большой фотографической тусовки и это сыграло с ним, в плохом смысле слова, злую шутку, потому что его начали сильно культивировать. А когда люди начали изучать весь мировой контекст того, что происходило, как происходило, кто чем занимался, в какую сторону двигался, то стало понятно, что он был передовой, безусловно, не вторичный фотограф, важный для России, ценный, но он не настолько крутой, насколько его преподносят. Он не создал какую-то историю, которая во что-то дальше переросла. И Эль Лисицкий, как мне кажется, более фундаментальный, интересный и ценный. И его работы больше про искусство. А у Родченко получилось, что он и то делал, и се делал, и живопись порисовал, и тем позанимался. Пул каких-то интересных работ у него, безусловно, есть. Но он получился достаточно попсовым персонажем, к сожалению. И эта попсовость тоже непонятна: с одной стороны, она вроде и нужна, как у Стивена Шора сейчас, с другой стороны, она сильно начинает отпугивать и отталкивать, поэтому должна быть какая-то грань.
Я, например, вспоминаю, как в Москву приезжал Джон Балдессари, художник-концептуалист. У него была дискуссия с Ильей Кабаковым, где Юрий Злотников выступил с определённой позицией и его вывели просто из зала, потому что он подрывал, так скажем, какой-то определённый миф. И насколько у них была разная позиция: Кабаков говорил о несчастности, о грустности, о трагичности Советского союза, о давлении и прочем. А что говорил Балдессари: я поехал в деревню, преподавал там, я вообще не концептуалист, я просто занимаюсь искусством, мне нравится это, мне нравится то. Я сейчас, опять же, не говорю что-то плохое о Кабакове, я просто говорю о разнице восприятия своего интереса. В России, к сожалению, есть какой-то тренд, он как раз концептуалистами в лице Кабакова задан, на самобичевание, несчастливость, у нас ничего не было, мы ничего не можем. Хотя у них все было, всех они знали, все журналы им доходили и все они жили более или менее нормально. Но преподнести это все им очень хочется так, словно у них ничего не было, поэтому они такие молодцы. Да, безусловно, они молодцы, но не настолько, насколько им кажется, что у них ничего не было. Это скорее какая-то ментальная проблема, потому что никто не мешает сейчас, в XXI веке, зайти в Интернет, с кем-то познакомиться, найти какие-то возможности, поучаствовать в каких-то дискуссиях, вступить в переписки, поговорить с кем-то о чем-то. Ограничитель существует только в голове. Очень важно понимать, что что-то рождается, что-то происходит, и важно не становиться какими-то обособленными людьми, закрытой тусовкой, а быть открытыми для общения и, безусловно, делать выставки, создавать какие-то события, чтобы люди могли об этом узнавать и в это погружаться, могли видеть результаты.
У нас сейчас, как мне кажется, основной кризис современного образовательного цикла, который существует в России, в том, что у нас очень много учебных заведений, — я не говорю, что какое-то из них лучше, а какое-то хуже, — но они выпускает огромное количество студентов, которые потратили своё время, свою жизнь, деньги на производство искусства. И возникает вопрос: а кто им будет делать выставки? куда им дальше с этим всем идти? И несмотря на то, что многие, например, в какой-то момент критично относились к уже покойному, к сожалению, Иосифу Марковичу Бакштейну, который сделал ИПСИ, о котором тоже разное говорили, но в ИПСИ, при этом, существовала какая-то схема, которая позволяла художникам интегрироваться в контекст. И Иосиф Маркович делал так, чтобы все начинали участвовать в каких-то выставках. И это было ценно, потому что приезжали кураторы, они смотрели, они давали возможность человеку реализоваться, давали возможность поехать учиться в Гётеборг, давали возможность поехать на какие-то гранты, стажировки, с кем-то познакомиться.
Сейчас я не знаю, как будет дальше развиваться судьба ИПСИ, потому что он трансформировался, я давно очень туда не заходил. Я там тоже учился, и, следовательно, иногда они меня приглашают читать лекции, давать разовые мастер-классы. У них есть такая традиция, они приглашают действующих художников, те рассказывают о себе и, тем самым, студенты знакомятся с художественной ситуацией в стране. А отсутствие выставок, отсутствие каких-то поездок, каких-то интеграций, к сожалению, даёт большую стагнацию, чем отсутствие знаний. Потому что они не знали чего-то и спокойно чем-то занимались, а теперь они много чего знают и эти знания им мешают. Потому что они знают, как надо, но так не будет. Это вечный вопрос, потому что я на собственном примере даже говорю. Я не обращал внимания на то, что так надо делать, я просто покупал эти книжки, спокойно, для себя. Я знал, чем я, на самом деле, занимаюсь, а книжки покупал для собственного развития, мне это было интересно.
Д.И.: Но при этом твой интерес все-таки постепенно захватывал и традиционную фотографию тоже?
Конечно. Например, покажу книгу Марка Рудела «Message From The Exterior», вы ее, конечно, знаете. Я купил ее сразу, когда она вышла, попросил подругу привезти мне из Лондона. Шикарная книга, очень мне нравится. И в этой книге, как мне кажется, он показал, что он еще более сухой и более статичный, чем Бехеры. Даже Бехеры динамичнее на его фоне. Мне эта книга именно этим и нравится. Она потрясающая.