14 сентября 2024 / Фотокниги

André Köhler
Odra_Rhein_Oder_Ren

Kehrer Verlag, 2011

В начале двухтысячных лейпцигский фотограф Андре Кёлер совершал одиночные путешествия по береговым линиям двух рек — Одер и Рейн. Отправной точкой для фотографических поисков Кёлера послужили открытки 1920-х и 1930-х годов. Обращаясь к образам городов и пейзажей вдоль рек довоенного времени, фотограф искал следы прошлого в нынешнем состоянии ландшафта.

Реки Одер и Рейн представляют собой не только важные гидрографические объекты, но и являются неотъемлемой частью европейской истории, культуры и экономики, имея огромное значение для стран, через которые они протекают. Одновременно реки выступают как границей, так и связующим звеном между территориями. Этот символизм точно передан в фотографиях в книге Кёлера.

Фотокнига имеет две части, каждая из них посвящена одной из рек. Разделение подчеркивают элементы оформления с графическими обозначениями контуров рек и списками наименований городов, через которые пролегал маршрут Кёлера. Мотив двойственности в книге продолжается также наличием двух эссе Регины Уирволл и Эстер Кински, переведенных на два языка — немецкий и польский.

Все изображения в серии имеют горизонтальный формат. Выбор такого формата соответствует течению рек и создаёт ощущение движения по границе одной из сторон. Зрительский взгляд скользит вдоль, мгновенно охватывая изображение. Пересечь условную границу можно за счёт многочисленных мостовых конструкций, которые расчерчивают ландшафт и плоскость кадра.

На сдержанных фотографиях Андре Кёлера индустриальное пространство городской среды органично пересекается с пространством воды. Водная гладь рек упирается в линии городских набережных. Здания, отражаясь в воде, превращаются в графический рисунок, добавляя эффект живописности фотографиям. Речные порты, жилые кварталы, памятные архитектурные сооружения чередуются с поэтичными пейзажами окраин и формируют многослойный, детализированный ландшафт, приглашающий к всматриванию.

Важной особенностью визуальной истории Кёлера о прибережных пейзажах является безлюдность и безвременность, что позволяет фотографиям стать равнозначными как старинным открыткам, так и современной документации. Через такое бесстрастное отображение действительности серия Андре Кёлера раскрывает образ рек, представляющих собой потоки, соединяющие разные народы и культуры в единую историческую картину.
Читайте также