5 июля 2024 / Фотокниги

Gerry Johansson
Meloni Meloni

Johansson & Jansson AB, 2020
Герри Йохансон наследует давнюю традицию фотографического путешествия: отправляется в свободное исследование без четкого плана, вооружившись лишь своим видением и техническим подходом. Выбрав некую географическую область, он садится в машину и отправляется в поездку, проводя в пути немало времени. Его ведут названия мест, открывающиеся виды и объекты. Двигаясь спонтанно, доверяя себе и своему процессу, он стремится создать «портретный эскиз феномена».

Книга «Meloni Meloni» возникла, как случайная прогулка. В 2014 году Герри Йоханссон оказался в Равенне, чтобы провести мастер-класс по приглашению Osservatorio Fotografico. Проезжая по небольшой дороге в окрестностях Равенны он увидел из окна машины вывеску «Meloni Meloni». Она обернулась особым знаком, пробудившим череду ассоциаций, и стала отправной точкой для съемки. В следующие несколько лет он возвращался, чтобы совершить эту прогулку снова. Четыре прогулки превратились в проект из четырех глав, каждая из который начинается с того самого места с вывеской.

Герри Йохансон, как правило, стремится убрать из кадра лишние детали, фокусируя внимание на определенных объектах и их взаимоотношениях. В этой книге фотографии пластически более разнообразны и, в контексте знакомства с другими работами, сложнее организованы, композиционно более свободны. Но это по-прежнему ясные и чистые изображения с идеальным балансом форм. Фотографии самодостаточны, отделены друг от друга, не стремятся вступить в диалог или рассказать историю. Сама форма книги, ее пролистывание дает ощущение развития. И в этот момент нарративом становится прогулка и присущая ей открытость к наблюдению.
Некоторые места на фотографиях повторяются и можно заметить как изменения самого места, так и способа его видеть и запечатлевать. Перемена ракурса создает совершенно иное изображение. Здесь два наблюдаемых, наслаивающихся времени. Первое — время между прогулками: мы узнаем и вспоминаем некоторые места, подмечаем перемены, обновляем представление о месте. Второе — это парные кадры, сделанные с небольшим смещением в пространстве и разницей в несколько минут: чуть переместившаяся тень, движение ветви или новый ракурс, обновляющий видимое. Здесь будто оставлено послание для Гвидо Гвиди, которое продолжает его размышления о возможности измерить и запечатлеть время. Эти два времени выпадают из истории, становятся принадлежностью частного взгляда, точность датировки и примет определенного периода не найти.
Guido Guidi, Gerri Johansson. Verso Nord. Hartmann Books, 2021
Guido Guidi, Gerri Johansson. Verso Nord. Hartmann Books, 2021
Эти изображения не стремятся сообщить что-то точное. Они стремятся убедить нас в том, что мир бесконечно разнообразен. Они предлагают визуальный процесс: дать себе время и место для созерцания и анализа всего того, что составляет основу фотографии как медиума.


«— Вы всегда путешествовали в одиночку?
— Да, всегда. Никакого предварительного планирования или исследования. Иногда я покупал карту, но не часто.
— Значит, как можно меньше подготовки. Вы все оставляете на волю случая?
— Да, полностью. Вокруг всегда так много удачных стечений обстоятельств, что волноваться не о чем. Я никогда не волнуюсь. Просто выхожу из машины и иду."

Герри Йоханссон в интервью Нильсу Бергендалу

Читайте также