Джон Госседж (р.1946) — американский фотограф, который в разное время учился у Лизетт Модел, Алексея Бродовича и Брюса Дэвидсона. Госседж считается одним из лучших американских создателей фотокниг. «The Pond» его первая монография, выпущенная в 1985 году и переизданная с добавлением трех изображений и двух эссе издательством Aperture в 2010 году.
«The Pond» Джона Госседжа — это нарратив о пограничном состоянии между природой и цивилизацией. Тема границ проходит красной нитью через многие работы Госседжа, например, «Berlin in the Time of the Wall» или «There and Gone». В «The Pond» она прослеживается впервые и метафорично.
Визуальное повествование строится на основе прогулки вокруг пруда, спрятанного от посторонних глаз в паутине безлистых ветвей деревьев. Местность, которую исследует Госседж, не кажется привлекательной и представляет собой неухоженный парк на окраине американского города. В таком выборе непримечательного сюжета для создания первой фотокниги проявляется честность и новаторство взгляда Госседжа на окружающий мир. Монотонное повествование книги прячется за яркой суперобложкой с броским заголовком, которая непременно привлекает зрителя. Интересно размещение первого кадра фотографической истории, который вынесен на основную тканевую обложку.
Серия продолжается меланхоличным триптихом пейзажных фотографий, погружающим зрителя в пучину серого сада. Прогулочный маршрут начинается с тропы, по которой мы следуем вслед за автором. Тонкая тропа напоминает раннюю работу британского художника-концептуалиста Ричарда Лонга «Протоптанная линия» (англ. «A Line Made by Walking»), отсылающую нас к размышлениям о следе оставленным человеком. Госседж уделяет особое внимание вопросу физического вмешательства в природный ландшафт. На пейзажных изображениях нередко появляются объекты, оставленные человеком, будь это нож, воткнутый в дерево или автомобильная шина, тонущая в пруду. Но в отличие от работы Лонга, серия Госседжа не концепция, а фотографическая документация ландшафта.
Документальный почерк Госседжа отличает его блуждающий взгляд, который позволяет фиксировать пространство более детально. Автор одновременно внимателен к текстуре почвы под ногами и к полету птиц над головой. Документация местности в тоже время граничит с художественностью природных элементов. Пейзаж Госседжа — это тонкий поэтический образ с чертами укромности и интимности. Сам пруд, вынесенный в заглавие книги, является кульминационным моментом в пейзажном повествовании Джона Госседжа. Он словно зеркало природы, которое отражает в себе историю происходящих вмешательств человека в данную местность.
Ближе к концу фотографической серии мы выходим вместе с автором за рамки хаотичного природного ландшафта в более упорядоченное пространство. На горизонте появляются жилые постройки, а текстура мягкой земли сменяется ровной асфальтной дорогой, по которой мы устремляемся домой. Прогулочный маршрут завершается на пороге дома, где автор оставляет нас наедине с размышлениями о характере взаимоотношений между природой и человеком.