24 мая 2023 / Фотокниги

Stephan Keppel
Soft Copy Hard Copy

Fw:Books, 2021

Стефан Кеппель (р. 1973, Нидерланды) — голландский художник, исследующий городской ландшафт с помощью техник печати и сканирования. Изучал автономное искусство, живопись и графику в Королевской академии художеств в Гааге. Работает с фотографией и гравюрой. Центральное место в исследовании Кеппеля занимают идеи репрезентации, репродукции и функции изображения, вопросы соотнесения оригинала и копии, исследование печатных техник и процессов.

«Мой стиль и работу можно воспринимать как процесс сканирования городской среды, которую я перевожу на язык широкоформатных черно-белых отпечатков.»

— Стефан Кеппель для Somfy Photography Award, 2020


В книге «Soft Copy Hard Copy» представлено исследование Амстердама, города, где живет и работает автор. Книга продолжает серию проектов о городах, начатую в 2012 году работой «Reprinting the City», которая была посвящена голландскому портовому городу Дел-Хелдер. Следующими работами стали «Entre Entree» 2014 года о Париже и «Flat Finish» 2017 года о Нью Йорке. Как и предыдущие проекты, «Soft Copy Hard Copy» основан на внимательном исследовании городского пространства, его форм и структур.

Кривая линия — основной лейтмотив повествования. Кеппель отмечает, что перемещался по Амстердаму в основном на велосипеде и обратил внимание на «плавные линии каналов, вокруг которого построен город и изгибы архитектуры амстердамской школы». Тема плавной кривой линии поддерживается изображениями из сочинения Василия Кандинского, дизайном обложек Museumjournal, плавными линиями оконных проемов, характерных для архитектурного стиля города, а иногда — изогнутой сантехнической трубой или каменным сводом. Здесь можно встретить высверленные бетонные цилиндры, напоминающие скульптуры Карла Андре, и балки, сохранившиеся от строительства водопровода XIX века. Знаковые предметы голландского дизайна и временные бытовые конструкции дополняют друг друга. Следы и символы, хранящие свои истории, перекликаются со шрифтами полиграфических материалов и следами граффити на городских стенах. Новую роль обретают и чужие художественные произведения — найденный на городских улицах архив голландского фотографа Эмми Андрис или работы французского художника Даниэля Бюррена cо знаменитыми 87-миллиметровыми полосами.

Помимо изображений объектов, частью повествования становятся текстовые документы, обращающиеся к прошлому города, к официальным и частным заметкам и характерным для Амстердама архитектурным постройкам. Описание Амстердама можно встретить в поэме Якобуса Корнелиса Блума «Дапперстраат» и в отрывке из романа «Вечер в Амстердаме» К. Шипперс, чье творчество было посвящено обновлению взгляда на повседневные предметы и события.

Немаловажным элементом книги является ее заключительная часть, состоящая из примечаний и комментариев. Эти заметки одновременно раскрывают контекст и историческое прошлое, в котором существуют и взаимодействуют формы, и воссоздают путь исследования Стефана Кеппеля, череду находок и сопоставлений.

Может ли образ города быть цельным и завершенным или же он, напротив, непрерывно становится и дополняется деталями повседневности? Внимательному зрителю предоставляется роль соавтора и возможность сконструировать город вновь, осмыслить его многослойность и многомерность, уловить преемственность и взаимное дополнение его частей. А также насладиться тем, как проявляется образ — Амстердам, увиденный через призму индивидуального восприятия Стефана Кеппеля.

***


Работы Стефана Кеппеля — это графический коллаж из собственных фотографий и найденных изображений, а также изображений полученных путем различных манипуляций, в основе которых лежит метод повторного использования и воспроизведения. В работе Кеппель использует систему принтеров и копировальных аппаратов: изображения сканируются, перефотографируются в новом виде, перепечатываются, переводятся в черно-белые или, напротив, обретают цвет. При помощи этих методов некоторые изображения приходят к абстрактной форме, выявляются различные формальные и материальные свойства, которые ускользают от первичного восприятия.

Его интерпретация города детальна, он сосредоточен на текстурах, структурах, поверхностях, формах и линиях. В центре внимания Кеппеля периферия значимых городских объектов, он фокусирует свой взгляд на деталях, которые в повседневности мы обычно упускаем из виду. Это бордюры, поверхности стен, узор каменной кладки, решетки и детали окон, остатки строительных материалов. Кеппель оживляет найденные предметы своим вниманием, возвращает им значимую роль в визуальном городском пространстве. Разнообразие деталей и паттернов, объекты и различные формы их репрезентации, наслаиваясь и переплетаясь, формирует образ города, сконструированный и представленный нам художником.

Однажды обнаруженные визуальные мотивы повторяются на протяжении всего повествования, а сфотографированные объекты соседствуют с их разнообразными печатными интерпретациями и копиями, приводя к размышлениям о том, из каких визуальных аспектов складывается образ.

Результатом исследований Стефана Кеппеля становится книжная форма, которая, в свою очередь, также входит в состав различных экспозиций наравне с отпечатками и другими объектами, позволяя снова переосмыслить уже знакомые изображения.

Редактура книги акцентирует внимание на формах и ритме, крупные планы и плотное кадрирование подчеркивают геометрию, шероховатости, линии и узоры. Материалы для печати также варьируются — некоторые страницы напечатаны на бумаге иного типа и фактуры, и это вновь меняет наше восприятие изображений.

Читайте также