Medium: Какие идеи и понятия оказались для тебя наиболее ценными?
Евгения Парфенова: Для себя я отметила несколько текстов, к которым вернулась спустя месяц с окончания курса, продолжив работу над проектом.
Очень ценным оказалось понятие ментальной модели по Стивену Шору. Работа с ней приводит к анализу своих фотографических решений и к переводу их из зоны бессознательного.
Такие мини инсайты, помогающие описать тебе свой же процесс, на каком-то этапе точно дают больше уверенности и контроля, но потом появляются новые задачи и ментальная модель вновь требует корректировки.
Другим по-настоящему цепляющим меня понятием стали «точки неопределенности» Беттины Локеманн. Точнее цепляет не само понятие, а то что оно описывает. Беттина говорит о фотографиях, которые не поддаются прямой и однозначной интерпретации. Зритель не сразу понимает зачем была сделана фотография и что она должна рассказать. Точки неопределенности создают напряжение и являются источником беспокойства, они не позволяют быстро и однозначно ответить на вопросы и закрыть спорные места. У меня уже накопилась целая книжная полка таких фотокниг, которые меня одновременно раздражают и очень притягивают. Сейчас кажется, что именно это, наличие таких «точек неопределенности», и является для меня основным критерием ценности проекта. Пока остаются вопросы, сохраняется интерес и желание всматриваться в фотографии.
Medium: Какие элементы образовательного процесса были для тебя наиболее ценными?
Евгения Парфенова: Съемочный процесс с возможностью получить обратную связь. Ценно было именно это комбо, потому что каждую неделю у меня была возможность учесть обратную связь и скорректировать процесс съемки.
Medium: Как курс повлиял на твое понимание фотографии?
Евгения Парфенова: Я считаю, что мое настоящее фотографическое образование началось с образовательными практиками в Medium. Сейчас я не могу выделить какой-то отдельный курс, который на меня повлиял, скорее это медленный процесс с накопительным эффектом. На курсе довольно большой объем материалов для самостоятельного изучения и плотные по информации лекции. Спустя месяц после окончания курса я их перечитываю и переслушиваю на второй раз и обнаруживаю для себя новые смыслы.
Если же все-таки выделять что-то одно, то скажу, что после этого курса у меня расширилась палитра понятий с помощью, которых я могу говорить о фотографии, оценивать ее для себя. Появились дополнительные критерии и точки координат, которые помогают мне оценить свою же текущую работу.
Medium: Расскажи о проекте, над которым ты работала на курсе.
Евгения Парфенова: В рамках проекта я снимала Сысертский Фарфоровый завод. Впервые я попала на завод с экскурсией летом прошлого года, хотя моя семья живет буквально по соседству уже много лет. Меня тогда просто поразила фактура этого места, чистые белые формы, огромные цеха, залитые рассеянным солнечным светом, эстетика производственного процесса. Я испытывала детский восторг от всего, что видела вокруг, но я не могла ничего снять, потому что экскурсовод настоятельно попросила ничего не фотографировать и не отклоняться от маршрута. Вобщем я уехала с незакрытым гештальтом. Зимой я сделала несколько безрезультатных попыток получить разрешение на съемку, но в итоге, благодаря участнику нашей группы на курсе, я смогла договориться и уже целенаправленно прилетала в Сысерть для съемки этого завода.
Все время пока я снимала завод у меня было ощущение, что я застала его в уникальный момент. Он накопил богатую историю, которая отражается на всех его стенах и поверхностях и во многих внутренних процессах. В любой момент внешнее состояние завода может изменится, придут инвестиции, сделают реновацию и все накопленные временем текстуры исчезнут. Однако мой проект не о документировании и не о создании исторического слепка. Это скорее попытка запечатлеть ощущение от пространства и передать красоту, которая мне приоткрылась.
В течении двух недель я каждый день приходила на производство, выбирала для себя зону и медленно ее исследовала. В некоторые точки я возвращалась каждый день, снимая один и тот же сюжет, фиксируя лишь незначительные изменения. Я отнеслась к этому проекту, как к лаборатории, которая дает возможность и свободу изучать не только пространство, но и свой подход к съемке. В итоге, в техническом плане я пришла к нетипичному для себя фотографическому решению, к съемке на очень длинных выдержках, с закрытой диафрагмой. Вообще весь процесс для меня напоминал медитативную практику созерцания, когда долгое систематическое всматривание в пространство и в предмет как будто выталкивало меня на границу реальности, а может быть и немного за нее. Надеюсь, что это состояние легкого дзена я смогу передать и зрителям.
Сейчас я на этапе работы с материалом, я позволяю себе сделать первые очевидные редакции и посмотреть куда дальше материал приведет меня.