5 мая 2024 / интервью

«Красота в фотографии»: проекты выпускников третьего набора

Мы попросили выпускников третьего набора онлайн-курса «Красота в фотографии» рассказать о своих впечатлениях и представить проект, над которым они работали
Святослав Деменок. Без названия, 2024

Занятия третьего набора онлайн-курса «Красота в фотографии» проходили со 13 января по 9 марта 2024 года. За это время участники прослушали цикл авторских лекций, поработали с теоретическими текстами и сняли краткосрочный проект, вдохновленный идеями курса. Работа над проектом проходила в формате лаборатории: участники еженедельно встречались на онлайн-семинарах, чтобы вместе с преподавателем проанализировать отснятый материал, обсудить представленные в лекции идеи и прочитанные за прошедшую неделю тексты. Мы попросили некоторых из участников рассказать о своих впечатлениях и представить проект, над которым они работали.

Светлана Смирнова

Фотограф
Medium: Какие идеи и понятия оказались для тебя наиболее полезными?

Светлана Смирнова: Для меня было полезным узнать о таких понятиях как: точки неопределенности, прозрачность и непрозрачность фотоснимка. О переходе фотоснимка от запечатления к аллегории. И, конечно, тексты Хармана, Руйе и Беттины Локеманн, к которым я буду возвращаться еще не раз.

Medium: Какие элементы образовательного процесса были для тебя наиболее ценными?

Светлана Смирнова: Параллельный процесс чтения текстов и фотографирования и групповые обсуждения работ. Было полезно показывать свои работы и интересно наблюдать за тем, как идет процесс у других участников курса. Было интересно узнать о новых для меня авторах, изучение которых помогало в анализе собственной практики. Также ценно, что для курса переведены фрагменты книг, чтение которых в оригинале было бы сложным.

Medium: Как курс повлиял на твое понимание фотографии?

Светлана Смирнова: Курс помог осмыслить и развить то, что находилось на интуитивном уровне, и подарил большой задел для дальнейшего самостоятельного развития. Множество заметок, списков книг и имен авторов, которые еще предстоит изучить.

Medium: Расскажи о проекте, над которым ты работала на курсе.

Светлана Смирнова: Я снимала в заброшенном отеле. Это пространство интересно тем, что частично было не достроено и частично уже разрушено.

Странность пространства натолкнула меня на размышления о нашем восприятии и о том, чего мы не видим на фотоснимке. О не документальности, о «точках неопределенности» и ограничениях, которые есть внутри медиума фотографии.

Каждая лекция была для меня большим вдохновением и дарила новый вектор для размышления. Я фотографировала, печатала, складывала распечатки и снова их фотографировала.

Мария Лепик

Художница
Medium: Какие идеи и понятия оказались для тебя наиболее полезными?

Мария Лепик: Идеи о поглощенности, театральности и буквализме хорошо структурировали мои собственные представления об искусстве. Представления Стивена Шора о влиянии внимания фотографа в момент съемки на монтажность внутри кадра. И, конечно, идеи ООО дали задел для изучения на ближайшее время.

Medium: Какие элементы образовательного процесса были для тебя наиболее ценными?

Мария Лепик: Самым полезным для меня стал веер теоретических текстов, представленных на курсе, включающий в себя и труды по философии и эстетике, и книги и статьи о фотографии с прикладными примерами: все эти тексты прекрасно дополняют мою библиографию. Также обмен мнениями с участниками, их ассоциации и их отклик, и, особенно, регулярность встреч, подстегнули меня к плодотворной работе в течение этих восьми недель, несмотря на острую нехватку времени.

Medium: Как курс повлиял на твое понимание фотографии?

Мария Лепик: Курс дал крепкие представления о северной, восточной и американской школах фотографии, в дополнение к моему пониманию западной школы. Кроме того, он помог поменять способ применения теоретических знаний на практике и сместить интуитивность в моменте съемки, сделать ее более пластичной и податливой. Пристальное внимание к фотографии как отдельному медиуму дало мне возможность по-новому взглянуть на его интеграцию в мою художественную практику.

Medium: Расскажи о проекте, над которым ты работала на курсе.

Мария Лепик: В рамках курса я начала работу над долгосрочным проектом съемки технических помещений музеев. Эти места остаются невидимыми не только для посетителей, но и для работающих в них людей, воспринимающих их с функциональной точки зрения. В то же время, за счет непроницаемости технических пространств для широкой публики формируется определенный фантазм. Я пытаюсь увидеть эти помещения сами по себе, уловить их атмосферу в то время, когда они никем не используются. Сюжетом этой работы является аура, которая создается хранимыми в пространстве объектами и совершаемыми в нем практиками.

Маргарита Смагина

Фотограф
Medium: Какие идеи и понятия оказались для тебя наиболее полезными?

Маргарита Смагина: Для меня этот курс был очень информативным. Я часто думаю о красоте и о поиске красивого, но иногда мне сложно уловить, что именно я ищу и на что смотрю.

На этом курсе некоторые понятия позволили углубиться в понимание вещей и ощущений. Было много материалов, к которым я хочу вернутся спустя время. Простые вещи, которые встречаются на курсе, заставляют тебя по-новому посмотреть на фотографию. Например, представить, сколько длится время на фотографии, или же обратить внимание, как путешествует взгляд по снимку.

Я не буду перечислять понятия, которые оказались наиболее полезными. Пусть новый студент сам узнает их.

Medium: Какие элементы образовательного процесса были для тебя наиболее ценными?

Маргарита Смагина: Для меня это был съемочный процесс. Я впервые себя ограничила столь малым пространством и это сопровождалось сильным сопротивлением. Но это и было интересно — испытать себя в новых условиях и посмотреть, что из этого выйдет. В рамках курса ты можешь начать делать то, о чем долго думал, но не делал. Еженедельные встречи тебя стимулируют.

Medium: Как курс повлиял на твое понимание фотографии?

Маргарита Смагина: Я углубилась в понимание медиума и в очередной раз убедилась, насколько важно изучать предмет, чтобы двигаться вперед.

Medium: Расскажи о проекте, над которым ты работала на курсе.

Маргарита Смагина: Мой проект был о красоте. В простых вещах я искала мерцание реального и неуловимого. Я хотела, чтобы зритель смотрел на пустотность и обыденность, на раздражающее несовершенство, но, в итоге, находил прекрасное и погружался в покой.

В этом проекте я искала новый визуальный язык — другой, непохожий на то, что я делала до этого. Язык изображения, который не имеет вербального аналога, но который можно почувствовать фотографически, если освободиться от рамок и установок на то, что представляется «классической красотой». И ограничения (квартира, в которой я снимала) помогли этому.

Теперь я хочу довести этот проект до конца и дать ему физическую форму.

Максим Сущик

Фотограф
Medium: Какие идеи и понятия оказались для тебя наиболее полезными?

Максим Сущик: Наиболее полезными для меня оказались понятия об интенциональности и исключённости и о слоях изображения. Весь курс построен таким образом, что материалы из предыдущих или последующих лекций дополняют друг друга, создают определённый пласт-концепцию и помогают раскрыть общую тему о красоте в фотографии и как научиться её видеть и воспринимать в фотографии.

Medium: Какие элементы образовательного процесса были для тебя наиболее ценными?

Максим Сущик: Для себя я выделил семинары и обмен опытом как наиболее ценные элементы курса. В процессе было заметно, как с каждой новой лекцией и представленным в ней материалом участники курса глубже погружались в тему и переносили это погружение в свои работы. Курс предполагает самостоятельную практику над проектом, при это без каких-либо ограничений или чётких заданий направляет таким образом на реализацию своего видения изображения и обрамления его в своей стилистике.

Medium: Как курс повлиял на твое понимание фотографии?

Максим Сущик: Курс сильно помог мне убедиться в правильности выбранного мной вектора в фотографии и структурировал интуитивные представления в более чёткую формулу. Огромным плюсом считаю изменение подхода над работой с выбором изображений и видением объекта/предмета съёмки, лучше всего мог бы описать это «заземлением» в процессе. Курс сильно помог мне почувствовать уверенность в себе и своём подходе к фотографии.

Medium: Расскажи о проекте, над которым ты работал на курсе.

Максим Сущик: До последнего момента у меня не было четкой идеи по проекту для курса, он оформился сам по себе по итогу пройденных лекций, и, таким образом, определил себя.

Мой итоговый проект связан с углами, стенами, окнами и дверьми. Это работы из заброшенных коммерческих помещений у дома. Эти объекты соседствуют с разрастающейся стройкой и контрастируют на её фоне. Уже не нужные, но ещё не исчезнувшие остатки присутствия человека рядом с его явным присутствием. Я хотел отстраниться от их назначения и взглянуть на их форму саму по себе, никак в ней не участвуя и не формируя извне. Мне было интересно наблюдать и угадывать, что было до, и что осталось сейчас. Эта полуразрушенность и недосказанность всегда привлекала меня в таких переходящих структурах человеческой жизнедеятельности. Несмотря на их захламленность, их пустота несет для меня свою особенную красоту и их молчание звучит для меня гораздо ярче через отдельный точки притяжения — те самые углы, стены, окна и двери.

Павел Лахтачев

Фотограф
Medium: Какие элементы образовательного процесса были для тебя наиболее ценными?

Павел Лахтачев: Визуальное путешествие, в ходе которого есть возможность посмотреть на то, «как видишь изображение» и «как думаешь над изображением». Это позволяет скорректировать модель восприятия и личное конструирование изображения.

Доверительная и вежливая обстановка на курсе позволяет раскрыться и искренне рассказать о своих ощущениях. Быть услышанным.

Семинары, домашнее задание и главное — практика, пересекаются очень плавно и вежливо, что способствует качественному усвоению материала.

Medium: Расскажи о проекте, над которым ты работал на курсе.

Павел Лахтачев: Проект «It seemed» — это рассуждение о соприкосновении человека и природы. Человеческая среда создает границы и защищает себя, но каждый раз природа находит способ заботливо дополнить и оживить антропогенные пространства. Этот вынужденный, но при этом органичный симбиоз вдохновил меня на размышление о том, чему мы можем научиться у природы сейчас. Самый важный урок — взаимоуважение. Научиться ему непросто, но учитель терпелив и изобретателен. Природа на своем примере показывает простую истину: уважение и принятие чужой позиции — это ключ к комфортному и безопасному сосуществованию. А именно это необходимо нам в сегодняшнем турбулентном мире. В конечном итоге, человеческая жизнь скоротечна, в то время как природа вечна и всегда побеждает.

Максим Иванов

Художник
Medium: Расскажи о проекте, над которым ты работал на курсе.

Максим Иванов: Курс «Красота в фотографии» открыл для меня существование мира, у которого много разных названий. Пожалуй, сочетание слов «умозрительная действительность» лучше остальных опишет его для фотографа. Теперь меня не беспокоит, что все слова сказаны, что белых пятен на карте уже давным-давно нет, и что компьютер все лучше и лучше генерирует изображения. Стало очевидно, что 30 лет я вслепую топтал сокровища. Medium же позволил увидеть, что решительность, долготерпение и благое расположение способны превратить в источник впечатлений даже самую неприглядную речку, шум которой монотонно доносится из ближайшего оврага за обветшавшим забором.

Евгения Парфенова

Фотограф
Medium: Какие идеи и понятия оказались для тебя наиболее ценными?

Евгения Парфенова: Для себя я отметила несколько текстов, к которым вернулась спустя месяц с окончания курса, продолжив работу над проектом.

Очень ценным оказалось понятие ментальной модели по Стивену Шору. Работа с ней приводит к анализу своих фотографических решений и к переводу их из зоны бессознательного.
Такие мини инсайты, помогающие описать тебе свой же процесс, на каком-то этапе точно дают больше уверенности и контроля, но потом появляются новые задачи и ментальная модель вновь требует корректировки.

Другим по-настоящему цепляющим меня понятием стали «точки неопределенности» Беттины Локеманн. Точнее цепляет не само понятие, а то что оно описывает. Беттина говорит о фотографиях, которые не поддаются прямой и однозначной интерпретации. Зритель не сразу понимает зачем была сделана фотография и что она должна рассказать. Точки неопределенности создают напряжение и являются источником беспокойства, они не позволяют быстро и однозначно ответить на вопросы и закрыть спорные места. У меня уже накопилась целая книжная полка таких фотокниг, которые меня одновременно раздражают и очень притягивают. Сейчас кажется, что именно это, наличие таких «точек неопределенности», и является для меня основным критерием ценности проекта. Пока остаются вопросы, сохраняется интерес и желание всматриваться в фотографии.

Medium: Какие элементы образовательного процесса были для тебя наиболее ценными?

Евгения Парфенова: Съемочный процесс с возможностью получить обратную связь. Ценно было именно это комбо, потому что каждую неделю у меня была возможность учесть обратную связь и скорректировать процесс съемки.

Medium: Как курс повлиял на твое понимание фотографии?

Евгения Парфенова: Я считаю, что мое настоящее фотографическое образование началось с образовательными практиками в Medium. Сейчас я не могу выделить какой-то отдельный курс, который на меня повлиял, скорее это медленный процесс с накопительным эффектом. На курсе довольно большой объем материалов для самостоятельного изучения и плотные по информации лекции. Спустя месяц после окончания курса я их перечитываю и переслушиваю на второй раз и обнаруживаю для себя новые смыслы.

Если же все-таки выделять что-то одно, то скажу, что после этого курса у меня расширилась палитра понятий с помощью, которых я могу говорить о фотографии, оценивать ее для себя. Появились дополнительные критерии и точки координат, которые помогают мне оценить свою же текущую работу.

Medium: Расскажи о проекте, над которым ты работала на курсе.

Евгения Парфенова: В рамках проекта я снимала Сысертский Фарфоровый завод. Впервые я попала на завод с экскурсией летом прошлого года, хотя моя семья живет буквально по соседству уже много лет. Меня тогда просто поразила фактура этого места, чистые белые формы, огромные цеха, залитые рассеянным солнечным светом, эстетика производственного процесса. Я испытывала детский восторг от всего, что видела вокруг, но я не могла ничего снять, потому что экскурсовод настоятельно попросила ничего не фотографировать и не отклоняться от маршрута. Вобщем я уехала с незакрытым гештальтом. Зимой я сделала несколько безрезультатных попыток получить разрешение на съемку, но в итоге, благодаря участнику нашей группы на курсе, я смогла договориться и уже целенаправленно прилетала в Сысерть для съемки этого завода.

Все время пока я снимала завод у меня было ощущение, что я застала его в уникальный момент. Он накопил богатую историю, которая отражается на всех его стенах и поверхностях и во многих внутренних процессах. В любой момент внешнее состояние завода может изменится, придут инвестиции, сделают реновацию и все накопленные временем текстуры исчезнут. Однако мой проект не о документировании и не о создании исторического слепка. Это скорее попытка запечатлеть ощущение от пространства и передать красоту, которая мне приоткрылась.

В течении двух недель я каждый день приходила на производство, выбирала для себя зону и медленно ее исследовала. В некоторые точки я возвращалась каждый день, снимая один и тот же сюжет, фиксируя лишь незначительные изменения. Я отнеслась к этому проекту, как к лаборатории, которая дает возможность и свободу изучать не только пространство, но и свой подход к съемке. В итоге, в техническом плане я пришла к нетипичному для себя фотографическому решению, к съемке на очень длинных выдержках, с закрытой диафрагмой. Вообще весь процесс для меня напоминал медитативную практику созерцания, когда долгое систематическое всматривание в пространство и в предмет как будто выталкивало меня на границу реальности, а может быть и немного за нее. Надеюсь, что это состояние легкого дзена я смогу передать и зрителям.

Сейчас я на этапе работы с материалом, я позволяю себе сделать первые очевидные редакции и посмотреть куда дальше материал приведет меня.

Святослав Деменок

Фотограф

Алексей Ерусланов

Фотограф
Читайте также