«Красота в фотографии»: проекты выпускников первого набора
Мы попросили выпускников первого набора онлайн-курса «Красота в фотографии» рассказать о своих впечатлениях и представить проекты, над которым они работали
Полина Баннова. Без названия, 2023
Занятия первого набора онлайн-курса «Красота в фотографии» проходили со 2 августа по 20 сентября 2023 года. За это время участники прослушали цикл авторских лекций, осмыслили ряд теоретических текстов и поработали над краткосрочным съемочным проектом, вдохновленным идеями курса. Работа над проектом проходила в формате лаборатории: участники еженедельно встречались на онлайн-семинарах, чтобы вместе с преподавателем проанализировать отснятый материал, обсудить представленные в лекции идеи и прочитанные за прошедшую неделю тексты.
Ксения Плотникова. Без названия, 2023
Ксения Плотникова. Без названия, 2023
Ксения Плотникова. Без названия, 2023
Ксения Плотникова. Без названия, 2023
Ксения Плотникова. Без названия, 2023
Ксения Плотникова. Без названия, 2023
Ксения Плотникова. Без названия, 2023
Ксения Плотникова. Без названия, 2023
Ксения Плотникова
Фотограф, преподаватель фотографии НИУ ВШЭ
Medium: Какие идеи и понятия оказались для тебя наиболее полезными?
Ксения Плотникова: Сложно выделить что-то одно или даже несколько понятий. «Красота» (как в общем и «Поэтика») оставляют ощущение цельности и связности всего материала. Это и правда в какой-то момент открывает третий глаз, учит смотреть на многое (даже на то, что уже давно знаешь) сквозь поиск ответов на вопросы о фотографии и ее природе. Ценно и то, что даже когда курс закончился, мыслительный процесс продолжается, я постоянно возвращаюсь к тому, что мы прочитали и обсудили.
Medium: Какие элементы образовательного процесса были для тебя наиболее ценными?
Ксения Плотникова: Чуткий подбор текстов для самостоятельного чтения. Книги, которые хочется продолжать читать, новые авторы и идеи, с которыми удалось познакомиться. Появился список для чтения, целая стопка текстов, к которым очень хочется вернуться. Очень интересные семинары, общая открытость и классная группа.
Medium: Как курс повлиял на твое понимание фотографии?
Ксения Плотникова: Заострил мысль о том, что самое важное для меня сейчас, кажется, подумать о том, как я смотрю, как выбираю увидеть. Обострил постоянное переживание о том, насколько важен образованный зритель.
Мария Янчевская. Без названия, 2023
Мария Янчевская. Без названия, 2023
Мария Янчевская. Без названия, 2023
Мария Янчевская. Без названия, 2023
Мария Янчевская. Без названия, 2023
Мария Янчевская. Без названия, 2023
Мария Янчевская. Без названия, 2023
Мария Янчевская. Без названия, 2023
Мария Янчевская. Без названия, 2023
Мария Янчевская
Режиссер, фотограф
Medium: Какие идеи и понятия оказались для тебя наиболее полезными?
Мария Янчевская: Сейчас я все чаще возвращаюсь к понятиям поглощенности и исключенности в фотографии — держу их в уме, когда отбираю снимки из архива. Также я часто вспоминаю один фрагмент из текста Андре Руйе «Фотография. Между документом и современным искусством», в котором он описывают механику процесса фотографирования. Странным образом после его прочтения во мне появилось больше доверие к себе и своему интуитивному выбору.
Medium: Какие элементы образовательного процесса были для тебя наиболее ценными?
Мария Янчевская: Если выделять что-то одно, то наши семинары! В самостоятельном прохождении курса и фотографической практике часто оставались слепые зоны. Обмениваясь мыслями и впечатлениями в группе, мы восполняли пробелы и расширяли свое понимание темы.
Все участники лаборатории были открытыми и внимательными друг к другу. Наше виртуальное пространство определялось, прежде всего, взаимным интересом и доверием — это очень поддерживает и вдохновляет даже сейчас, когда курс уже закончился.
Medium: Как курс повлиял на твое понимание фотографии?
Мария Янчевская: Курс помог мне увидеть фотографию, как совокупность целого множества слоев, каждый из которых требует вдумчивого подхода и проработки. Сейчас я чувствую, что моя съемочная практика стала более направленной, а зона фотографического интереса — очерченной.
Бонусом: как зритель, я стала получать гораздо большее удовольствие от просмотра чужих работ, т.к. появилось понимание сложности и тонкости рабочих процессов, стоящих за снимком.
Полина Баннова. Без названия, 2023
Полина Баннова. Без названия, 2023
Полина Баннова. Без названия, 2023
Полина Баннова. Без названия, 2023
Полина Баннова. Без названия, 2023
Полина Баннова. Без названия, 2023
Полина Баннова. Без названия, 2023
Полина Баннова. Без названия, 2023
Полина Баннова. Без названия, 2023
Полина Баннова. Без названия, 2023
Полина Баннова
Архитектор, преподаватель, фотограф
Medium: Какие идеи и понятия оказались для тебя наиболее полезными?
Полина Баннова: Выделить что-то конкретное сейчас очень сложно, потому что ещё идёт обработка информации со всего курса. Чаще всего в размышлениях сейчас возвращаюсь к таким понятиям как RO-SQ, красота и многослойность искусства, ментальные модели, восприятие и память и связь руки, головы и глаза.
Medium: Какие элементы образовательного процесса были для тебя наиболее ценными?
Полина Баннова: Системность еженедельной выдачи новой информации и материалов помогала включиться в «думающий» и съёмочный процессы и позволяла удержать их на хорошем уровне все восемь недель. Семинары я ждала больше всего, ведь на них мы могли поделиться своими фотографиями, рассуждениями о пройденном материале и обсудить всё это в кругу группы. Именно в процессе общения новая информация усваивалась лучше всего.
Каждый из процессов этого курса невероятно важен и только в совокупности всех элементов он увлекает за собой в мир нового и красивого.
Medium: Как курс повлиял на твое понимание фотографии?
Полина Баннова: Благодаря Диме и участникам я научилась лучше чувствовать свою фотографию, видеть свои слабые и сильные стороны в ней. Ещё одним хорошим приобретением стала для меня возможность быть более внимательным и погруженным зрителем, что раньше давалось с трудом. Некоторые размышления из прочитанной литературы открылись для меня впервые и само понятие «красота» стало не просто определением, а сложным механизмом, над которым хочется продолжать думать и дальше.
От себя хочу добавить: в нынешних реалиях очень сложно найти качественный курс, который расширяет представление о фотографии как искусстве, создает думающую и вовлекающую среду и сближает единомышленников. Было сложно, но очень интересно!