1 апреля 2024 / интервью

«Красота в фотографии»: проекты выпускников первого набора

Мы попросили выпускников первого набора онлайн-курса «Красота в фотографии» рассказать о своих впечатлениях и представить проекты, над которым они работали
Полина Баннова. Без названия, 2023

Занятия первого набора онлайн-курса «Красота в фотографии» проходили со 2 августа по 20 сентября 2023 года. За это время участники прослушали цикл авторских лекций, осмыслили ряд теоретических текстов и поработали над краткосрочным съемочным проектом, вдохновленным идеями курса. Работа над проектом проходила в формате лаборатории: участники еженедельно встречались на онлайн-семинарах, чтобы вместе с преподавателем проанализировать отснятый материал, обсудить представленные в лекции идеи и прочитанные за прошедшую неделю тексты.

Ксения Плотникова

Фотограф, преподаватель фотографии НИУ ВШЭ
Medium: Какие идеи и понятия оказались для тебя наиболее полезными?

Ксения Плотникова: Сложно выделить что-то одно или даже несколько понятий. «Красота» (как в общем и «Поэтика») оставляют ощущение цельности и связности всего материала. Это и правда в какой-то момент открывает третий глаз, учит смотреть на многое (даже на то, что уже давно знаешь) сквозь поиск ответов на вопросы о фотографии и ее природе. Ценно и то, что даже когда курс закончился, мыслительный процесс продолжается, я постоянно возвращаюсь к тому, что мы прочитали и обсудили.

Medium: Какие элементы образовательного процесса были для тебя наиболее ценными?

Ксения Плотникова: Чуткий подбор текстов для самостоятельного чтения. Книги, которые хочется продолжать читать, новые авторы и идеи, с которыми удалось познакомиться. Появился список для чтения, целая стопка текстов, к которым очень хочется вернуться. Очень интересные семинары, общая открытость и классная группа.

Medium: Как курс повлиял на твое понимание фотографии?

Ксения Плотникова: Заострил мысль о том, что самое важное для меня сейчас, кажется, подумать о том, как я смотрю, как выбираю увидеть. Обострил постоянное переживание о том, насколько важен образованный зритель.

Мария Янчевская

Режиссер, фотограф
Medium: Какие идеи и понятия оказались для тебя наиболее полезными?

Мария Янчевская: Сейчас я все чаще возвращаюсь к понятиям поглощенности и исключенности в фотографии — держу их в уме, когда отбираю снимки из архива. Также я часто вспоминаю один фрагмент из текста Андре Руйе «Фотография. Между документом и современным искусством», в котором он описывают механику процесса фотографирования. Странным образом после его прочтения во мне появилось больше доверие к себе и своему интуитивному выбору.

Medium: Какие элементы образовательного процесса были для тебя наиболее ценными?

Мария Янчевская: Если выделять что-то одно, то наши семинары! В самостоятельном прохождении курса и фотографической практике часто оставались слепые зоны. Обмениваясь мыслями и впечатлениями в группе, мы восполняли пробелы и расширяли свое понимание темы.

Все участники лаборатории были открытыми и внимательными друг к другу. Наше виртуальное пространство определялось, прежде всего, взаимным интересом и доверием — это очень поддерживает и вдохновляет даже сейчас, когда курс уже закончился.

Medium: Как курс повлиял на твое понимание фотографии?

Мария Янчевская: Курс помог мне увидеть фотографию, как совокупность целого множества слоев, каждый из которых требует вдумчивого подхода и проработки. Сейчас я чувствую, что моя съемочная практика стала более направленной, а зона фотографического интереса — очерченной.

Бонусом: как зритель, я стала получать гораздо большее удовольствие от просмотра чужих работ, т.к. появилось понимание сложности и тонкости рабочих процессов, стоящих за снимком.

Полина Баннова

Архитектор, преподаватель, фотограф
Medium: Какие идеи и понятия оказались для тебя наиболее полезными?

Полина Баннова: Выделить что-то конкретное сейчас очень сложно, потому что ещё идёт обработка информации со всего курса. Чаще всего в размышлениях сейчас возвращаюсь к таким понятиям как RO-SQ, красота и многослойность искусства, ментальные модели, восприятие и память и связь руки, головы и глаза.

Medium: Какие элементы образовательного процесса были для тебя наиболее ценными?

Полина Баннова: Системность еженедельной выдачи новой информации и материалов помогала включиться в «думающий» и съёмочный процессы и позволяла удержать их на хорошем уровне все восемь недель. Семинары я ждала больше всего, ведь на них мы могли поделиться своими фотографиями, рассуждениями о пройденном материале и обсудить всё это в кругу группы. Именно в процессе общения новая информация усваивалась лучше всего.

Каждый из процессов этого курса невероятно важен и только в совокупности всех элементов он увлекает за собой в мир нового и красивого.

Medium: Как курс повлиял на твое понимание фотографии?

Полина Баннова: Благодаря Диме и участникам я научилась лучше чувствовать свою фотографию, видеть свои слабые и сильные стороны в ней. Ещё одним хорошим приобретением стала для меня возможность быть более внимательным и погруженным зрителем, что раньше давалось с трудом. Некоторые размышления из прочитанной литературы открылись для меня впервые и само понятие «красота» стало не просто определением, а сложным механизмом, над которым хочется продолжать думать и дальше.

От себя хочу добавить: в нынешних реалиях очень сложно найти качественный курс, который расширяет представление о фотографии как искусстве, создает думающую и вовлекающую среду и сближает единомышленников. Было сложно, но очень интересно!
Читайте также