1. Ваша сфера занятий и интересов?
Сфера занятий — фотография (частные и коммерческие съёмки, а теперь и создание проектов) и дополнительное образование в сфере теории и практики фотоографии и современного искусства (провожу лекции и занятия). Сфера интересов примерно такая же, может чуть шире: изобразительные и исполнительские виды искусства, а также связь искусства с философией, психологией, антропологией, политикой и развитием общества в целом.
2. Что привело вас на курс?
Привёл постоянный поиск единомышленников — тех, кто на фотографию смотрит не как на маркетинговый инструмент, услугу или красивую картинку. Привёл поиск ориентиров и путей захода в профессиональную художественную практику. Желание сконцентрированного погружения и развития в своей сфере, а также утверждения (и подтверждения) внутри себя смыслов и методов работы с изображением (через доверие более опытным профессионалам и соотнесение своих нащупанных принципов с чужими).
3. Какие идеи и понятия оказались для вас наиболее полезными?
Идеи о том, что: каждый момент — решающий (по Гвидо Гвиди); мир бесконечно интереснее, чем любое моё мнение о нём (по Николасу Никсону?); познание, наблюдение и исследование важнее самовыражения. Понятия «тихой» и «прямой» фотографии.
Все они из темы «Безыскусность, бесстрастность», которая на первый взгляд казалась наименее мне близкой. Возможно, именно эта «неблизость» и создала нужное мыслительное напряжение, питательный интеллектуальный и творческий тонус. Возьму эту идею «брать что-то совсем новое, неблизкое или малознакомое — и идти изучать и пробовать делать совсем по-другому, не так как привык» себе как полезный инструмент в будущую практику.
Ну и главная идея, что всё изучаемое — лишь понятия, попытки систематизации и классификации больших многосоставных явлений — которые важно знать, понимать и иметь в виду, но также важно употреблять и рассматривать в соответствующих контекстах и не «подгонять» под них всё рассматриваемое и создаваемое. Никакое понятие, классификация или точка зрения не является однозначной истиной — но может явиться отправной точкой для размышления, постановки вопросов самим себе для развития и создания чего-то нового.
4. Какие элементы образовательного процесса были наиболее ценными?
В общем-то все, каждый по своему. И важна именно последовательность раскрытия каждой темы, хотя каждый участник, наверное, по-своему выстраивает для себя этот процесс.
Сначала лекции — самый простой и приятный этап, для первичного «пассивного» (мне говорят — я слушаю) вхождения в тему. Затем самостоятельное чтение, изучение, погружение, размышления — более сложный и «проблемный», но питательный этап, чтобы не только больше понять, но и неизбежно запутаться (чем больше узнаЮ, тем больше появляется вопросов).
Выполнение практического или исследователькокго задания — уже максимально активный этап: сложный, но увлекающий и «утрамбовывающий» в сознании информацию. Больно и полезно сталкиваться с собственной ограниченностью, но приятно и бодряще в процессе понимать, что всё же раньше я бы так не смог — просто не пошёл бы в этом направлении думать и действовать. И «Развязка"-встреча: часто рождающая новые вопросы и противоречия, но всё равно примиряющая, многоое разъясняющая и неизбежно вдохновляющая.
Именно для меня самым ценным были обсуждения в группе на встречах: не только общих вопросов по пройденным темам, но и результатов выполнения заданий. Каждая обратная связь по моим работам (не только от Дмитрия, но и от коллег по группе) давала эмоциональную поддержку, новые идеи, уточнения и точки роста. Кроме того, очень интересно и приятно было узнавать с каждой новой встречей своих коллег — у каждого уникальный взгляд, подход, когнитивный стиль и авторская вселенная. И для каждого было место, ни разу за курс не возникло ощущения, что как-то сделать «надо» или «будет правильно» — была возможность для действительно своего личного развития, без необходимости подстраиваться под чужие вкусы или встраиваться в шаблоны.
5. Фотокнига или проект, который вам больше всего запомнился?
Если можно, несколько, в порядке появления и осознания их для меня значимости:
Teju Cole «Fernweh» — иллюзией простоты и безыскусности, изящностью визуального решения сложной пространственной и смысловой задачи.
«Ravens» и «Family» Fukase — эмоциональной силой и глубиной погружения, даже «вгрызания»: как в личное эмоциональное состояние (в «Воронах») так и в абстрактный экзистенциальный неразрешимый вопрос (в «Family»). Нетривиальностью визуального раскрытия результатов (и процессов) этого погружения.
Гвидо Гвиди «Cinque Viaggi» — внимательностью, неторопливостью и тщательностью вглядывания, внутренним спокойствием и принятием любого места, момента и явления как важного — для фиксации, изучения и наблюдения.
«Американцы» Франка — тем, как личный взгляд и позиция автора заметны, но не перекрывают предмет изучения; как последовательность изображений, выбор сцен и ракурсы ведут за собой зрителя, направляют восприятие, но не манипулируют им.
«Illuminance» Ринко Каваючи — из-за личной (визуальной и чувственной) близости моему мироощущению, практике и мотивам фотографирования.
6. Как курс повлиял на ваше понимание фотографии?
К счастью, курс не изменил, а только утвердил меня в понимании, что медиум фотографии бесконечно широк, гибок и полон возможностей. Кроме того, что он самодостаточен, не является вторичным или «побочным» от других видов искусства — а наоборот может, исходя из своих уникальных свойств, подпитывать их, задавая неожиданные вопросы и создавая тем самым новые возможности для развития — и искусства, и его восприятия. Для меня это значит, что быть фотографом — не только интересно, но нестыдно и может быть достаточно. Спасибо Роберту Адамсу за слова «Если фотография способна раскрыть не только Истину, но и Красоту, то нет больше никакой необходимости продолжать оправдывать любовь к ней». А команде курса за веру не только в медиум фотографии, но и в каждого, кто принял решение осознанно с ним работать.