Medium: Какие идеи и понятия оказались для тебя наиболее полезными?
Алиса Велиева: О пользе тех или иных идей и понятий я смогу с уверенностью судить наверное только спустя время, когда всё это уляжется в голове и перейдёт в «подкорочное» знание. Кстати, сама эта идея из курса, что «только впитанное, „подкорочное“ знание, не контролируемое сознанием может служить подспорьем в творчестве» мне очень близка. Я как будто именно так, хоть и не совсем это осознавая подхожу к фотографическому процессу.
Medium: Какие элементы образовательного процесса были для тебя наиболее ценными?
Алиса Велиева: Для меня как для неподготовленного человека чтение некоторых философских текстов оказалось очень болезненным (в какие-то моменты даже страшно раздражающим), но от того не менее ценным элементом образовательного процесса. Я далеко не всё поняла, далеко не со всем согласна, но это помогло во многом расширить пространство мысли и дать понимание, к кому из авторов я бы хотела обратиться для дальнейшего углубления или наоборот более спокойного и вдумчивого перепрочтения. И также как и в поэтике семинары помогли развивать навык смотрения и восприятия фотографий, а также выявлять и осознавать, что именно и почему меня в них привлекает.
Medium: Как курс повлиял на твое понимание фотографии?
Алиса Велиева: К началу курса я пришла с парой-тройкой вопросов в голове, а к концу курса осознала, что ответов на эти вопросы у меня не появилось, зато прибавилось ещё штук сто новых вопросов о природе фотографии. Благодаря курсу я осознала, что задаваться всеми этими вопросами — это и есть ключ к пониманию фотографии, а поиск ответов — большой и долгий путь, у которого может и не быть конца, но который приближает к этому пониманию.
Medium: Расскажи о проекте, над которым ты работала на курсе.
Алиса Велиева: Я начала работу над проектом, не имея никакого представления, о чем он будет. В контексте эмиграции это был, а в прочем, и есть период полной неопределённости и утраты всяческих ориентиров. Не смотря на сложность и интенсивность переживаний, я давала фотографическому процессу свободно развиваться, параллельно рефлексируя над тем, что именно притягивает мой взгляд и почему. И только накопив какое-то количество материала, я стала понимать, что этот проект — попытка присвоить себе окружающее пространство через фотографию. Найти и запечатлеть созвучные мне «кусочки» города, в котором я теперь живу и сложить из них пазл своей новой реальности, «наложить свое пребывание» на эту реальность. В каком-то смысле я невидима, но «Я здесь», присутствую в каждом снимке, в этом городе, в этом контексте и в этих переживаниях. Спустя почти год после прохождения курса я продолжаю работу над проектом, планируя в какой-то момент дать ему физическое воплощение в виде фотокниги.