1 апреля 2024 / интервью

«Красота в фотографии»: проекты выпускников второго набора

Мы попросили выпускников второго набора онлайн-курса «Красота в фотографии» рассказать о своих впечатлениях и представить проект, над которым они работали
Анастасия Кемлер. Без названия, 2023

Занятия второго набора онлайн-курса «Красота в фотографии» проходили со 2 сентября по 28 октября 2023 года. За это время участники прослушали цикл авторских лекций, осмыслили ряд теоретических текстов и поработали над краткосрочным съемочным проектом, вдохновленным идеями курса. Работа над проектом проходила в формате лаборатории: участники еженедельно встречались на онлайн-семинарах, чтобы вместе с преподавателем проанализировать отснятый материал, обсудить представленные в лекции идеи и прочитанные за прошедшую неделю тексты.

Алиса Велиева

Фотограф
Medium: Какие идеи и понятия оказались для тебя наиболее полезными?

Алиса Велиева: О пользе тех или иных идей и понятий я смогу с уверенностью судить наверное только спустя время, когда всё это уляжется в голове и перейдёт в «подкорочное» знание. Кстати, сама эта идея из курса, что «только впитанное, „подкорочное“ знание, не контролируемое сознанием может служить подспорьем в творчестве» мне очень близка. Я как будто именно так, хоть и не совсем это осознавая подхожу к фотографическому процессу.

Medium: Какие элементы образовательного процесса были для тебя наиболее ценными?

Алиса Велиева: Для меня как для неподготовленного человека чтение некоторых философских текстов оказалось очень болезненным (в какие-то моменты даже страшно раздражающим), но от того не менее ценным элементом образовательного процесса. Я далеко не всё поняла, далеко не со всем согласна, но это помогло во многом расширить пространство мысли и дать понимание, к кому из авторов я бы хотела обратиться для дальнейшего углубления или наоборот более спокойного и вдумчивого перепрочтения. И также как и в поэтике семинары помогли развивать навык смотрения и восприятия фотографий, а также выявлять и осознавать, что именно и почему меня в них привлекает.

Medium: Как курс повлиял на твое понимание фотографии?

Алиса Велиева: К началу курса я пришла с парой-тройкой вопросов в голове, а к концу курса осознала, что ответов на эти вопросы у меня не появилось, зато прибавилось ещё штук сто новых вопросов о природе фотографии. Благодаря курсу я осознала, что задаваться всеми этими вопросами — это и есть ключ к пониманию фотографии, а поиск ответов — большой и долгий путь, у которого может и не быть конца, но который приближает к этому пониманию.

Medium: Расскажи о проекте, над которым ты работала на курсе.

Алиса Велиева: Я начала работу над проектом, не имея никакого представления, о чем он будет. В контексте эмиграции это был, а в прочем, и есть период полной неопределённости и утраты всяческих ориентиров. Не смотря на сложность и интенсивность переживаний, я давала фотографическому процессу свободно развиваться, параллельно рефлексируя над тем, что именно притягивает мой взгляд и почему. И только накопив какое-то количество материала, я стала понимать, что этот проект — попытка присвоить себе окружающее пространство через фотографию. Найти и запечатлеть созвучные мне «кусочки» города, в котором я теперь живу и сложить из них пазл своей новой реальности, «наложить свое пребывание» на эту реальность. В каком-то смысле я невидима, но «Я здесь», присутствую в каждом снимке, в этом городе, в этом контексте и в этих переживаниях. Спустя почти год после прохождения курса я продолжаю работу над проектом, планируя в какой-то момент дать ему физическое воплощение в виде фотокниги.

Елизавета Веприцкая

Фотограф
Medium: Какие идеи и понятия оказались для тебя наиболее полезными?

Елизавета Веприцкая: В памяти особенно отпечаталась идея о ментальном уровне изображения и его моделировании, изложенная Стивеном Шором. Также отдельно для себя выделяю тему об интенциональности и исключенности в фотографии.

Medium: Какие элементы образовательного процесса были для тебя наиболее ценными?

Елизавета Веприцкая: Наиболее ценным элементом в данном курсе для меня была съёмочная практика. В повседневной жизни бывает трудно сосредоточиться на исследовательской работе, а динамика курса располагает к предельной концентрации. Каждый отдельный элемент образовательного процесса в той или иной мере послужил мне мотивацией и вдохновением для последовательной двухмесячной съёмочной деятельности.

Medium: Как курс повлиял на твое понимание фотографии?

Елизавета Веприцкая: Познавательный процесс в рамках курса можно сравнить с погружением на глубину. Каждая последующая тема погружает тебя на более глубинный уровень понимания медиума фотографии.

За время курса улучшился механизм восприятия изображений. Мне уже удалось заметить, как во время посещения экспозиций я могу детальнее осмыслить работы, опираясь на идеи обозначенные в курсе.

С точки зрения личной практики, увеличился арсенал инструментов, которые можно использовать при создании собственных работ. Под инструментами я подразумеваю не технические опции, а некие смысловые направляющие, среди которых: случайность, благо неопределенности, сомнение и щедрость медиума.

Medium: Расскажи о проекте, над которым ты работала на курсе.

Елизавета Веприцкая: В рамках курса я исследовала несколько исторически значимых пространств в Царском Селе (г. Пушкин), которые имеют различие между их изначальным назначением и их дальнейшим использованием.

Меня интересовали архитектурные сооружения, представляющие собой наследие царской эпохи, но находящиеся в увядающем состоянии. В соответствии с запросами времени многие из них были приспособлены под научно-исследовательские учреждения аграрной промышленности и растениеводства. Внимательное обращение на состояние городских пространств и их детальное «портретирование» позволили мне проследить наслоение отражений эпох и выявить их новую роль, а, возможно, и её отсутствие в настоящей действительности.

Алексей Ган

Художник
Medium: Какие идеи и понятия оказались для тебя наиболее полезными?

Алексей Ган: Для меня новыми наиболее ценными и погружающими были книга Беттины Локеманн, тексты Майкла Фрида, Стивена Шора. Из идей и понятий таковыми стали идеи поглощенности и исключенности, качества объекта и избыток по Харману, слои произведения из теории эстетики Гартмана, ментальная модель, точка неопределённости. Интересно было подумать о театральности и буквализме в ключе собственной практики.

Medium: Какие элементы образовательного процесса были для тебя наиболее ценными?

Алексей Ган: Наиболее ценным был весь процесс, сочетание его элементов. Теория и тексты, подобранные в достаточном объеме; лекции, в которых обозначены ключевые идеи и понятия с наглядностью их отображения на примере фотокниг; семинары, где была атмосфера поддерживающей критики и глубокого обсуждения тем и проектов.

Практическая часть, сосредоточенная на одной линии, стала не просто упражнением, пробой на вкус материала, а полноценным требовательным рабочим процессом, который в рамках курса только начал разворачиваться и продолжится во времени.

Отдельное спасибо за переводы книг и возможность непосредственно изучать фотокниги в библиотеке.

Medium: Как курс повлиял на твое понимание фотографии?

Алексей Ган: Думаю, что влияние курса будет происходить еще какое-то время, пока понятия не станут подкорочной памятью либо забудутся вовсе. Но сейчас уже могу выделить понимание места фотографического медиума внутри своей практики, позволение и необходимость дать достаточное время для создания фотопроекта, внимательность к границам фотографии как внутри проекта, так и всего проекта как отдельного произведения.

Medium: Расскажи о проекте, над которым ты работал на курсе.

Алексей Ган: Проект «Без названия». Хотя правильнее его было бы назвать «Без имени». В поле, лишенном голоса и практически уже мыслей, взгляд цепляется за самое простое и иллюзорно устойчивое. Мысль о том, что как можно снимать цветы превратилась в опору, что их только и можно теперь снимать.

Я искал такой подход, когда цветы будут избавлены от своей очевидно приписываемой им хрупкости и найдутся в своей силе, если не сказать монументальности, укрепятся в ускользании от даваемых им определений. Я стремился найти в них одновременно подвижность и устойчивость.
Проект не завершен, идет поиск экспозиционной формы.

Карина Горскова

Фотограф
Medium: Какие идеи и понятия оказались для тебя наиболее полезными?

Карина Горскова: Мне понравилось наблюдать, как переплетаются, усиливают друг друга и вступают в диалог идеи в предложенных текстах. Наиболее важными для меня оказались: тема поглощенности и исключенности; идеи формализма, означающие автономность произведения искусства от какого-либо контекста; почти математические суждения о взаимоотношениях объектов и их качеств в попытке вывести понятие красоты.

Текст Палласмаа забираю целиком. Его идеи осязательной природы взгляда, важности скуки и неопределенности в творческом процессе, сотворчества мастера и его работы откликнулись живее всего.

Medium: Какие элементы образовательного процесса были для тебя наиболее ценными?

Карина Горскова: Особенно благодарю Medium за семинары, точный подбор текстов, заинтересованное сообщество и безопасную питательную среду. Главная ценность практического задания — напряжение между установлением ограничений и полной свободой интерпретации этих ограничений. Это дисциплинирует и дает место для интуиции одновременно.

Medium: Как курс повлиял на твое понимание фотографии?

Карина Горскова: Я почувствовала важность и силу концентрации как автор и как зритель. Получилось лучше понять, что мне нравится в фотографии не в погоне за новизной, а в глубине уже знакомого объекта, путем долгого всматривания и рефлексии. Там где внимание фотографа, там и внимание зрителя, при должной подготовке последнего.

Дарья Калинина

Фотограф
Medium: Какие идеи и понятия оказались для тебя наиболее полезными?

Дарья Калинина: Первое, что, видимо, сразу «попало» в меня, потому что ответило на актуальный запрос: это «точка неопределённости» как источник беспокойста у Беттины Локерман и понятие ментальной модели Стивена Шора.

На втором уровне, «на подумать» и ещё поразбираться: отношения между объектами и их качествами в объектно-ориентированной онтологии и другие понятия из книги Грэма Хармана: неисчерпаемость объектов, аллюр и избыток, незаинтересованное созерцание.

Medium: Какие элементы образовательного процесса были для тебя наиболее ценными?

Дарья Калинина: В этот раз, наверное, лекции — как нечто структурированное и сконцентрированное. Так как некоторые тексты были действительно новыми и непростыми для восприятия, выделение главного в лекциях, разбор понятий с разных сторон и подкрепление примерами фотокниг и проектов помогали вникать в них гораздо эффективнее, задавая вектор размышления, даря опору и, главное, понимание, зачем вообще это всё)

Также очень питательным и осмысленным в этот раз было время между встречами, наедине с собой, между полученной теорией и попыткой реализовать её в практике. Интеллектуальный и эмоциональный шлейф после курса всё ещё не рассеялся.

Medium: Как курс повлиял на твое понимание фотографии?

Дарья Калинина: Как зритель, я научилась с наслаждением смотреть и понимать некоторые проекты, которые раньше казались скучными. Как автор, стала больше доверять материалу, который реально получился, чем моему представлению о том, что должно получиться. Открыла и сформулировала для себя некоторые инструкции и приёмы, подходы к созданию изображений и серий — но также и ясное понимание, что важно уметь их вовремя забывать.

Доверие медиуму подарило свободу процессу.

Анастасия Кемлер

Фотограф, дизайнер
Medium: Какие идеи и понятия оказались для тебя наиболее полезными?

Анастасия Кемлер: Понятие о многослойности фотографии, и о том, какими способами фотограф может воздействовать на зрителя и направлять его внимание. Подробный разговор об отборе фотографий и подходе к кадрированию работ стал для меня важной опорой, а также переведенная статья о работе одного из самых загадочных фотографов — Томаса Деманда.

Medium: Какие элементы образовательного процесса были для тебя наиболее ценными?

Анастасия Кемлер: Самым важным элементом обучения для меня стал съемочный процесс. До этого я никогда не ставила себе задачу исследовать одно и то же место раз за разом, в разные погодные и световые условия. Ботанический сад стал моей мастерской художника, в которой раскидано множество инструментов, подручных материалов и деталей, которые мне предстояло отыскать. Я научилась последовательно направлять свое внимание, дисциплинировать себя смотреть, даже когда казалось, что я сняла уже все, что можно. Я поняла, что любая сильная работа — это методичное действие, последовательное возвращение к одной теме с разных сторон, а внимание — это навык, который можно развивать. Еще открытием стало, что материал сам направляет тебя в нужную сторону, если ты даешь ему время и прислушиваешься к нему. Особенно ценными для меня были комментарии Димы и участников на семинарах, они давали импульс посмотреть на свою работу совсем под другим углом.

Medium: Как курс повлиял на твое понимание фотографии?

Анастасия Кемлер: Несколько лет назад я начала погружение в фотографию с исследования истории своей семьи и глубокого самоанализа. Я пыталась ответить себе на вопрос ‘'что для меня важно?''. Это необходимая ступень авторства, без которой нельзя двигаться дальше, но для хорошей работы этого недостаточно. В определенный момент рефлексию направленную внутрь себя нужно отпустить, научившись говорить со зрителем на более зрелом и серьезном языке фотографии, и мне хотелось в этом разобраться. До прохождения курса я двигалась в этом поле интуитивно: работы некоторых фотографов мне не нравились, но меня не покидало напряжение, я не могла понять, что заставляет меня к ним возвращаться. Благодаря курсу я поняла, из какого большого количества слоев может состоять фотография, и как смыслы могут быть зашифрованы вглубь, каждый на своем месте, а главное — какими способами можно конструировать зрительский опыт. Это определенно новая ступень в освоении фотографии.
Читайте также