4 февраля 2024 / Фотокниги

Robert Frank
Pangnirtung

Steidl, 2011

Роберт Франк (1924−2019) — выдающийся американо-швейцарский фотограф и кинорежиссер. Свою первую фотокнигу «40 Fotos» Роберт Франк создал вручную в 1946 году и использовал её в качестве портфолио при поиске работы в Нью-Йорке. Это печатное издание помогло ему получить место ассистента фотографа в Harper’s Bazaar. В 1955 году Роберт Франк получил стипендию фонда Соломона Гуггенхайма, которая позволила ему путешествовать по провинциальной Америке в течение двух лет и в последствии реализовать культовую фотокнигу «The Americans».

«Pangnirtung» Роберта Франка — это путешествие в пространство тишины крайнего севера. Небольшая по объёму книга состоит из двадцати семи черно-белых фотографий, созданных Франком за время пятидневного пребывания в канадской деревне Пангниртанг. В арктическую поездку Роберт Франк отправился по приглашению своего друга Реджинальда Ранкина.

Последовательность изображений начинается фотографией залива со скалистыми берегами. Трудно различимый силуэт человека одиноко тянет лодку по гладкой поверхности воды. Кроме этого темного силуэта, сливающегося с сушей, на всех изображениях в книге отсутствуют люди. Безлюдность не характерна для фотографических серий Франка, но в данном случае этот мотив он оправдывает недлительной по времени поездкой. Роберт Франк занимает позицию стороннего наблюдателя, который не вторгается в личное пространство местных жителей.

Жизнь в Пангниртанг, запечатлённая Франком, кажется замершей, только детали быта напоминают о присутствии людей в данной местности. В окнах малоэтажных домов виднеются предметы кухонной утвари, канадский флаг, полотно с неприветливым изображением оскала тигра. Ландшафт каменного острова статичен и холоден. В поглощающих тенях полароидного кадра вырисовываются силуэты скал и высоких крутых берегов. Груды камней привносят отдельное скульптурное преобразование в пейзаж. По словам Роберта Франка, его привлекают экстремальные условия обитания в Пангниртанг. Крайняя суровость окружающей действительности настраивает фотографа на создание наиболее выверенных и сильных изображений.

Повествование в книге воспринимается как путь, начинающийся с гавани, проходящий через аэродром и типовые жилые постройки, и завершающийся кладбищем с белыми деревянными крестами. В процессе такого плавного передвижения ощущается меланхоличность и бренность человеческой жизни. Но эти ощущения не отягощают зрительское восприятие, история о деревне Пангниртанг романтизирована и обладает мечтательной созерцательностью.

За искусное оформление монографии отвечает издательство Герхарда Штайдла. Плотные матовые страницы с изображениями обрамлены нежно-голубым форзацем и твердой тканевой обложкой. Издание сопровождается короткой заметкой Франка на одной из страниц и подписями под некоторыми фотографиями, раскрывающими назначение изображенных на них заведений или территорий. На последней странице книги также размещен фрагмент географической карты региона. Все детали в совокупности делают книгу малой формы глубокой и насыщенной по содержанию.
Читайте также