Moon in Earthlight, Morena di Luna, Hove, UK, 2021
Вольфганг Тильманс (tillmans.co.uk)
В 2005 году я отксерокопировал страницу из Herald Tribune со статьей под названием «Темная сторона золота». Она была о негативных аспектах золотодобычи, а рядом была помещена реклама с огромным золотым кольцом Bulgari. Вот «идеальное» стечение обстоятельств, переплетение, вроде тех, что сопровождают нас все время, но которое в данном случае предстало в довольно кристаллизованном виде. Будь то «случайность», вроде этой на газетной странице, или складка на ровно экспонированном листе фотобумаги — характер сбоя один и тот же. Я думаю, что эти моменты, особенные и в то же время совершенно обычные, и есть то, что я хочу показать.
Wolfgang Tillmans. Tate Modern, London, 2017
Вольфганг Тильманс (tillmans.co.uk)
Lighter, white II, 2008
Вольфганг Тильманс (tillmans.co.uk)
И недавно я пришел к такому определению своей практики: я исполняю выставки и пишу книги. Выставки — это, по сути, перформансы, во время которых я провожу до двух недель в пространстве, создавая пространственную инсталляцию, которую, в свою очередь, можно воспринимать как перформанс. Что касается книг, то я разрабатываю каждый их аспект и, как писатель, создаю «эссе» в виде потока или течения, преимущественно визуального, но которое также является «текстом». Это не значит, что меня интересует нарратив или создание сюжетной арки, где я контролирую все аспекты повествовательной динамики; меня скорее интересует динамика, которая возникает в результате стечения обстоятельств и в которой, безусловно, есть некая доля контроля, но также всегда присутствует элемент случайности.
Экспозиция в Tate Modern, London, 2017
Вольфганг Тильманс (tillmans.co.uk)
Экспозиция в Art Gallery of Ontario, Toronto, 2023
Вольфганг Тильманс (tillmans.co.uk)
Экспозиция в Johannesburg Art Gallery, Johannesburg, South Africa, 2018
Вольфганг Тильманс (tillmans.co.uk)
Экспозиция в Hasselblad Center, Gothenburg, Sweden, 2015
Вольфганг Тильманс (tillmans.co.uk)
Экспозиция в Tate Modern, London, 2017
Вольфганг Тильманс (tillmans.co.uk)
Экспозиция в Fondation Beyeler, Basel, 2017
Вольфганг Тильманс (tillmans.co.uk)
Экспозиция в Concrete Column, Regen Projects, 2021
Вольфганг Тильманс (tillmans.co.uk)
Выставка "To look without fear" в Museum of Modern Art, New York, 2022
Вольфганг Тильманс (tillmans.co.uk)
Экспозиция в Concrete Column, Regen Projects, 2021
Вольфганг Тильманс (tillmans.co.uk)
Этот аспект «контроля», безусловно, не так прост — фотография дала мне возможность в особо экономичном ключе размышлять о пространственных вопросах, однако, в то же время инсталляции и книжная верстка позволяют мне видоизменять комнаты и страницы и активировать их «архитектонику», создавая новые возможности. Мой изначально студийный метод расположения двухмерных объектов на столе, когда эти изображения удерживаются на месте только за счет собственного веса, дает «ясность» и позволяет взглянуть на вещи в некоторой перспективе. Затем, благодаря сочетанию сущностно различных листов бумаги, возникает новый текст. Ни один из вопросов, рассматриваемых, или изложенных, на этих столах, не претендует на исчерпывающую полноту, а выбранные элементы не стремятся быть образцовыми примерами чего бы то ни было. Наоборот, этот многоголосый процесс позволяет мне усиливать те голоса или идеи, которые, по моему мнению, нуждаются в усилении, и противопоставлять их со своими антиподами и соседями.
Книга «What's wrong with redistribution?» (Walther König, Cologne, 2016)
mottodistribution.com
Книга «What's wrong with redistribution?» (Walther König, Cologne, 2016)
mottodistribution.com
Книга «What's wrong with redistribution?» (Walther König, Cologne, 2016)
mottodistribution.com
Книга «What's wrong with redistribution?» (Walther König, Cologne, 2016)
mottodistribution.com
Книга «What's wrong with redistribution?» (Walther König, Cologne, 2016)
mottodistribution.com
Но только когда я освобождаюсь от своих намерений, я начинаю их осознавать или, возможно, сильнее осознавать, и, что куда более важно, осознавать то, что находится за их пределами. Это главный принцип моей работы — быть открытым тому, что есть, и работать на этом пересечении, в пространстве взаимодействия намерений и случая, контроля и совпадения. Для меня важно допускать и то, и другое, и не настаивать только на одной риторике, только на одном методе работы. На самом деле я воспринимаю все это как процесс исследования жизни, того, как она устроена и откуда берутся определенные вещи, например, как происходят ошибки. Я думаю, что искусство наиболее интересно, когда в нем сосуществуют случайность и контроль, то, что я знаю и пытаюсь контролировать, и то, что я не могу контролировать — разумеется, для меня оно всегда так или иначе связано с репрезентацией того, что я вижу своими собственными глазами.
Экспозиция в Tate Modern, London, 2017
Вольфганг Тильманс (tillmans.co.uk)
Экспозиция в David Zwirner, Hong Kong, 2018
Вольфганг Тильманс (tillmans.co.uk)
Экспозиция в David Zwirner, New York, USA, 2018
Вольфганг Тильманс (tillmans.co.uk)
Выставка «To look without fear» в Museum of Modern Art, New York, 2022
Вольфганг Тильманс (tillmans.co.uk)
Экспозиция в Carré d’Art-Musée d’art contemporain, Nîmes, France, 2018
Вольфганг Тильманс (tillmans.co.uk)
Экспозиция в Tate Modern, London, 2017
Вольфганг Тильманс (tillmans.co.uk)
Экспозиция в Mönchehaus Museum, Goslar, Germany, 2018
Вольфганг Тильманс (tillmans.co.uk)
Экспозиция в David Zwirner, New York, USA, 2018
Вольфганг Тильманс (tillmans.co.uk)
Выставка «Zwischen 1943 und 1973 lagen 30 Jahre. 30 Jahre nach 1973 war das Jahr 2003», Kunstverein, Hamburg, 2017
Вольфганг Тильманс (tillmans.co.uk)
Книги, которые являются своего рода еще одним выставочным пространством, выполняют и другую функцию — они помогают мне понять проделанную работу, подвести итоги. Хотя, к счастью, если книга сделана, это не значит, что что-то закончилось; изменения в моей работе происходят не в виде революций — это скорее эволюционный процесс. Одна из интересных особенностей книги «Руководство» (Manual, 2007) заключается в том, что эта эволюция очень тонкая. Даты создания работ можно найти только в указателе и кое-где в книге фотографии, сделанные с разницей почти в двадцать лет, идут друг за другом. Меня всегда интересовал этот процесс или эта способность провоцировать и затуманивать видимость и время. Начиная с 1990-х годов я распределяю, наслаиваю, накладываю, обрезаю и размещаю фотографии так, словно это ускользающие изображения, которые постоянно появляются снова и меняются, которые по-прежнему остаются актуальными, а не просто случайными. Поскольку мы по-прежнему воспринимаем аналоговую реальность, поскольку между изображениями и видимым миром по-прежнему существует взаимосвязь — именно это на самом деле и означает слово «аналоговый», — сегодня я все еще могу работать с этими вещами без чувства ностальгии.
Книга «Neue Welt» (Taschen, 2012)
mottodistribution.com
Книга «Neue Welt» (Taschen, 2012)
mottodistribution.com
Книга «Neue Welt» (Taschen, 2012)
mottodistribution.com
Книга «Neue Welt» (Taschen, 2012)
mottodistribution.com
Книга «Neue Welt» (Taschen, 2012)
mottodistribution.com
Я думаю, что на очень простом, базовом уровне внутри каждого из нас есть образы, которые мы можем передать, или, по крайней мере, свой способ видения. Подвижность глаза — совершенно фундаментальное сокровище, которым мы обладаем, которое, к тому же, сосуществует с восприятием. Например, на танцполе вы полностью погружаетесь в реальность танцпола, и одновременно ощущаете эти «похожие на сон» визуальные образы меняющихся цветов и огней, потных и влажных поверхностей кожи. Иногда вы всматриваетесь в очертания чьей-то тени в свете стробоскопа, а иногда — в крупный план чьей-то подмышки. Я не все время фотографирую, но это то, что я на самом деле постоянно вижу, и не только на танцполе, конечно. Именно это непрекращающееся сосуществование делает жизнь поразительной. У глаза есть способность переворачивать то, что он видит, туда и обратно всего за одну секунду, и таким образом вы можете видеть что-то сначала как объект, а потом как замысел. Это действительно освобождает, и это то, что я пытаюсь передать в своей работе — что ваши глаза свободны, и вы можете свободно ими пользоваться. А настоящее произведение — это процесс трансформации произведения в вашем уме.
Экспозиция в Johannesburg Art Gallery, Johannesburg, South Africa, 2018
Вольфганг Тильманс (tillmans.co.uk)
Когда мне было около девятнадцати или, может быть, чуть за двадцать, я думал, что моя точка зрения заслуживает того, чтобы быть услышанной, потому что я чувствовал, что ни я, ни то, как я смотрю на мир, не были представлены должным образом. Все это, разумеется, меняется, и теперь мы живем в совершенно другом мире образов, чем много лет назад. Конечно, я считаю, что есть довольно четкие различия между тем, как я использую сразу множество фотографий, и сегодняшним использованием миллионов фотографий и тысяч фотографий в жизни каждого человека и в его «постах». Для меня смысл никогда не во множестве, а в отдельных фотографиях, предметных или абстрактных (потому что они переплетены между собой), которые стремятся быть исключительными и обладать особым свойством открываться навстречу самым разным сторонам жизни. Мне всегда хочется показать множественность природы вещей, ее непрерывность и прерывистость, показать, что вещи не столь очевидны. И именно медиум фотографии в том виде, в котором я использую его в своих выставках и книгах, позволяет мне это делать.
Впервые опубликовано в книге «Wolfgang Tillmans», Phaidon, 2013.
Каталог выставки «Your Body is Yours», The National Museum Of Art, Osaka, 2015
shashasha.com
Каталог выставки «Your Body is Yours», The National Museum Of Art, Osaka, 2015
shashasha.com
Каталог выставки «Your Body is Yours», The National Museum Of Art, Osaka, 2015
shashasha.com
Каталог выставки «Your Body is Yours», The National Museum Of Art, Osaka, 2015
shashasha.com
Каталог выставки «Your Body is Yours», The National Museum Of Art, Osaka, 2015
shashasha.com
Каталог выставки «Your Body is Yours», The National Museum Of Art, Osaka, 2015
shashasha.com
Каталог выставки «Your Body is Yours», The National Museum Of Art, Osaka, 2015
shashasha.com
Каталог выставки «Your Body is Yours», The National Museum Of Art, Osaka, 2015
shashasha.com
Каталог выставки «Your Body is Yours», The National Museum Of Art, Osaka, 2015
shashasha.com
Каталог выставки «Your Body is Yours», The National Museum Of Art, Osaka, 2015