6 января 2024 / Фотокниги

Фотокниги года:
Ксения Плотникова

Фотограф и руководитель отделения фотографии в Школе дизайна НИУ ВШЭ Ксения Плотникова рассказывает о фотокнигах, которые запомнились ей в 2023 году

Sam Contis, Dorothea Lange "Day Sleeper"


Sam Contis, Dorothea Lange — Day Sleeper
Mack, 2020
Книга «Day Sleeper» — это захватывающее повествование, собранное Сэм Контис из малоизвестных фотографий Доротеи Лэнг, хранящихся в архиве в Оклендском музее. Сэм Контис говорит, что книга «Day Sleeper» стала естественным следующим шагом после ее первой публикации — «Deep Springs»: в юности, только начиная заниматься фотографией, Сэм Контис писала эссе о Доротее Лэнг и всегда интересовалась работой своей известной предшественницы, но и представить не могла, насколько неожиданным и современным окажется наследие Лэнг.

Когда я в первый раз смотрела книгу, меня не оставляло ощущение расширения зоны видимости, это интересное ощущение, попробую его объяснить. Я никогда не была в Америке, но видела и узнавала ее по фотографиям Эванса, Лэнг, Франка, Виногранда, Фридлендера. И вот я листаю новую книгу, и сразу же оказываюсь в мире, который знаю так хорошо по фотографиям: увидеть новые, прежде невиданные, снимки — всё равно, что вырваться за пределы плоскости снимка и суметь повернуть голову направо или налево. Новые подробности, новые лица, новые улицы, территории — я смотрю книгу одновременно с чувством узнавания и открытия.

Видео-просмотр книги на YouTube

Sam Contis "Overpass"


Sam Contis — Overpass
Aperture, 2023
«Overpass» — очень спокойная, тихая, но при этом настойчивая, последовательная книга. Её составляют изображения, сделанные в сельской местности Англии: это фотографии деревьев, полей, трав и камней: ни одно изображение не показывает человека, но на каждом более или менее явно присутствует его след, свидетельство его вмешательства в природную среду. Пейзаж на фотографиях в этой книге всегда расчерчен сеткой заборов и тем, на что Сэм Контис обращает особое внимание, — переходами, простыми конструкциями для их пересечения.

Это тихие места, но их тишина наводит на размышления. Тропинки между ограждениями говорят о присутствии, пышная растительность, которая окружает (иногда даже стремится вырваться за края фотографии) дает ощущение непрекращающегося движения: «всё прорастает, растёт, затихает, разрушается, а затем возрождается». В любом ландшафте можно найти множество линий, которые становятся видны в настоящем. «Overpass» словно пробуждает внимательность к окружающему.

Книга на сайте издательства

"American Silence. The Photographs of Robert Adams"


American Silence. The Photographs of Robert Adams
Aperture, 2021
«American Silence» — большой, можно даже сказать монументальный, сборник работ Роберта Адамса, книга-каталог, сопровождавшая выставку «American Silence: The Photographs of Robert Adams».

Это издание великолепного качества, которое суммирует пятьдесят лет работы фотографа, который по меткому выражению Джерри Бэджера, демонстрирует нам невероятно ясный взгляд на мир.

Главный предмет фотографий Роберта Адамса — американский Запад: его природа, редкая красота и экологическая хрупкость. Можно сказать, что Адамс был пионером экологической фотографии, но это был бы очень упрощенный способ описать художника, чья работа, конечно, невероятно шире и поэтичнее, чем может вместить в себя это определение. Фотографии Адамса задают нам фундаментальные вопросы о том, как мы живём среди противоречий прогресса, но, поднимая эти острые темы, каждый раз находят невероятно тонкую и верную интонацию.

Роберту Адамсу удается найти баланс между субъективным и объективным, концептуальным и феноменологическим, эстетическим и социальным, постоянно напоминая, как важно смотреть на реальность, замечать её и стараться охватить и осмыслить. Последовательность работ в книге, деление на главы, качество исполнения и тексты, сопровождающие изображения — всё это делает «American Silence» по-настоящему грандиозным изданием.

Видео-просмотр книги на YouTube

Larry Sultan "Pictures from Home"


Larry Sultan — Pictures from Home
Mack, 2021
«Pictures from Home» — очень известная книга Ларри Салтена, объединяющая работы, которые Ларри снимал на протяжении примерно десяти лет в доме своих родителей.

Идея возникла в противовес распространенной в годы правления Рональда Рейгана пропаганде семейных ценностей, искажающей, по мнению Салтена, истинный смысл семьи. Ларри начал снимать дом и родителей, одновременно пытаясь понять, кто он сам.

Это удивительно яркая, насыщенная, разнообразная и, в итоге, цельная книга. Свидетельство надежд и фантазий, семейных легенд и одновременно реальности, повседневности и её поэтичности. Кроме фотографий Салтена книга содержит стопкадры из семейной видеохроники, архивные снимки из альбома, вырезки из газет, открытки — весь тот важный хлам, который образует и фиксирует семейную мифологию. Но самое главное: практически равное по значению место в книге уделено фотографиям Ларри и прямой речи, воспоминаниям и мыслям родителей. Ларри воспринимал съёмку, как пересборку семьи, включение себя обратно в её тело. Потрясающе, что у Ларри Салтена хватило смелости услышать своих героев и дать им голос.

Видео-просмотр книги на YouTube

Larry Towell "The World From My Front Porch"


Larry Towell — The World From My Front Porch
Chris Boot, 2009
Эта книга появилась у меня очень давно, но никогда до этого года, я не бралась за её детальное прочтение и рассматривание. Удивительным образом, именно сейчас эта книга кажется мне очень важной и своевременной.

«Если есть одна тема, которая связывает всю мою работу, я думаю, что это тема безземелья; как земля превращает людей в тех, кто они есть, и что происходит с ними, когда они теряют её и, таким образом, теряют свою индивидуальность», — часто встречающаяся цитата Тауэлла становится ключом к интерпретации его работы.

Ларри Тауэлл — документальный фотограф из Канады, член агентства Magnum, широко известный своими репортажами на остро-социальные темы, а также снимками из зон военных конфликтов. Тауэлл опубликовал более десяти книг и живёт на ферме в южной части Онтарио, которая стала главным предметом в «The World From My Front Porch» — масштабной работе о семье, земле и её влиянии на человека и его идентичность. Эта ферма была куплена семьёй Тауэлла практически за бесценок, и Ларри смотрит на землю, как на архив истории. Ландшафт для него (как и для Сэм Контис в «Overpass») говорит гораздо больше, чем мы можем считать при мельком брошенном взгляде.

Хорошая фотография чаще предполагает, чем иллюстрирует, не даёт ответ, но задает вопрос или побуждает начать размышлять, вне зависимости от того, что именно является темой фотографа.

Видео-просмотр книги на Vimeo
Фотокниги года